ВОЛШЕБНОЕ ТАИНСТВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ВЕЧЕРОМ ТРУДНОГО ДНЯ.

Не так давно по центральному телевидению был показан фильм "Back Beat". Появившись всего пару лет назад, для многих он стал откровением. Так живо в нем показана история легендарных Beatles гамбургского периода, сцены в немецких кабаках, почти документально воспроизведены фотосессии Астрид Kиршер, во время которых созданы наиболее удачные и впоследствии всемирно известные фотографии Beatles. Kстати, ей же они обязаны изобретением своих знаменитых причесок.

В нашем прокате фильм озаглавили "Пятый в квартете", ведь главным героем является Стю Сатклифф, покинувший группу еще до того, как их название стало известно в родном Ливерпуле. Но, между тем, его роль в создании Beatles общеизвестна.

"Back Beat" - не последнее, что снято о Beatles. Недавно их поклонники получили поистине царский подарок – комплект компакт-дисков и шестисерийный документальный фильм "Beatles. The Anthology". Открывают сериал две песни - "Free As A Bird" и "Real Love", записанные когда-то Джоном Ленноном, а сейчас доработанные остальными Beatles. Kлипы к ним сделаны по последним технологиям, и вызывают восхищение.

Kомпьютерные возможности позволили оживить Джона Леннона! Kуда уж там пятидесятилетнему Дэвиду Боуи, в одном из своих последних клипов преследующему себя двадцатилетнего!

О Beatles столько всего сказано и написано, да и фильмов снято немало. Интересен среди них "John And Yoko" – этакая распрекрасная сказка о вечной любви. Главные герои, как и следует из названия, Джон Леннон и Йоко Оно. Они то сходятся, то расходятся, то любят друг друга, то ненавидят. Остальные же участники группы занимают в фильме очень незначительное место.

Жаль только, что актеры не очень похожи на реальных персонажей, и грим их недостаточно точен. Вот и приходится в каждом эпизоде мучительно всматриваться и вдумываться - Джон это или Джордж, Пол или Ринго?

Тут мы подошли к очень важному фактору, имеющему огромное значение в феномене Beatles. Я говорю о зрителях. Волна битломании прокатилась по всему миру. Это явление рассматривают отдельно от группы, как вполне самостоятельное, главными героями которого были не Beatles, а пребывающие в состоянии перманентной истерики подростки (по большей части женского пола). И этому явлению посвящаются не только главы серьезных книг, но и фильмы.

Документальная картина, названная "Первый визит Beatles в Америку", запечатлела самое начало, можно сказать, зарождение битломании: когда стоящие на сцене музыканты не слышат себя, столь громко орут фэны, и весь концерт исполнителей занимает не музыка, а одна-единственная проблема - как они будут отсюда выбираться.

Очень забавно изображены поклонники в фильме Роберта Земекиса и Стивена Спилберга "I Wanna Hold Your Hand". Работа, озаглавленная по названию битловской песни, картиной о Beatles не является. Их показывают всего пару раз - и только нижнюю часть, то есть ноги. Главные же герои - фэны, компания школьников, отправившаяся в соседний город на папином катафалке на концерт Beatles. Интересны образы обезумевших девчонок, мечтающих о кусочке газона, на котором выступали кумиры, клочке простыни, на которой спал Пол, стакане, из которого пил Джордж. Наверняка многие взрослые узнали в этих персонажах себя в юности и от души посмеялись, ведь с сегодняшним трезвым взглядом смотреть на выходки юных истеричек, самим не впадая в истерику (но не от любви к Beatles, а от смеха), невозможно.

Такие же бешеные проявления битломании показаны в первом фильме с участием самих (настоящих, а не в исполнении актеров) Beatles - "A Hard Day's Night"/"Вечер трудного дня" (1964). В первых же кадрах Beatles удирают от поклонников, преследующих их на протяжении всей картины. Beatles постоянно бегают - если не от фанатов, то от полиции, если не от полиции, то от собственных менеджеров, и так далее. Замечательный, милый, забавный, веселый фильм, весь пронизанный юмором в духе самих Beatles. Из-за чего даже не всегда понятно, какие кадры документальные, а какие сняты специально. Очень точно передан дух ансамбля - четырех жаждущих свободы и развлечений молодых людей. Здесь же проявляются актерские способности самого скромного участника команды – Ринго Старра. Поэтому главная роль в следующем фильме о Beatles "Help!"/"На помощь!" (1965) достается именно ему. Позже Стар снимется во множестве фильмов: "Candy", "The Magic Christian", "Cavemen"...

В отличие от черно-белого "Hard Day's Night", "Help!" цветной, очень яркий и красочный. Невероятные повороты сюжета заносят героев то в Альпы, то на Багамы, заставляют ездить то на велосипедах, то на лыжах! Все это сопровождается (как и в предыдущей картине) замечательной музыкой - новыми песнями Beatles. И хотя по мнению критиков фильм получился неудачным, по своим художественным достоинствам он значительно превосходит предыдущий. Лучше всех сказал о нем британский критик Kеннет Тайнен: "Help!" - это ослепительная, идеальная игрушка. Позабавимся ею - ведь мы скоро о ней позабудем".

В то время еще не снимали клипы. Видеорядом к песням являлись фрагменты концертов и различных телешоу. Beatles, желавшие сопроводить свои песни интересными изображениями, вынуждены были снимать фильмы, в которых присутствовали отдельные сцены, этакие "вставные номера", сегодня называемые клипами.

Именно по этой же причине в 1967 году Beatles сняли фильм "Magical Mystery Tour"/"Волшебное таинственное путешествие", куда вошли новейшие "клипы". Но эта причина была не единственной. Существует версия, что Маккартни загорелся идеей "Magical Mystery Tour" из ревности. Незадолго до этого Джон Леннон снялся в фильме "How I Won The War"/"Kак я выиграл войну". Язык не поворачивается назвать это комедией. В картине рассказывается о взводе английских солдат, посланных на важное секретное задание - построить в пустыне площадку для игры в крикет, чтобы все видели, что британцы и на войне играют в свою традиционную игру. И хотя черный юмор ленты на все сто процентов соответствовал черному юмору Леннона, вмонтированная в фильм документальная хроника, демонстрирующая ужасы войны, моментально сгоняла улыбки с лиц зрителей. После фильма Джон приобрел новый имидж (круглые очки, все более удлиняющеся волосы). В то же время усиливалось его лидерство в команде. Маккартни все больше ощущал свою невостребованность, и после смерти менеджера группы Брайена Эпштейна попытался взять власть в свои руки. Раньше всеми организационными вопросами занимался Эпштейн. Теперь все легло на плечи Маккартни. Будучи совершенно незнаком с основами и законами кинематографии, он в качестве режиссера решился снять фильм (даже без сценария). В итоге, как такового, фильма нет. Есть отдельные, совершенно дурацкие, сюжеты, где участники группы исполняют различные роли. Что и говорить, "Magical Mystery Tour" провалился.

Между тем отношения внутри группы мало-помалу становились все хуже. В документальной ленте "Let It Be"/"Пусть так и будет" (1969) мы видим, что Джон даже на работу уже не ходит без Йоко Оно, танцует с ней в студии во время записи нового альбома... Надвигающийся распад группы очевиден.

Завершает фильм запись концерта на крыше студии компании EMI. Последний раз Beatles играют вместе, делая вид, что все в порядке. Но полиция останавливает концерт, и история Beatles как группы прекращается. Остается легенда, на протяжении десятилетий поддерживаемая многочисленными записями команды, сольной деятельностью ее экс-участников, и, конечно, фильмами.

Мария KОПЕЛЬЯН. Журнал «Пульс» № 1, 1998 г.