ВОЛШЕБНОЕ ТАИНСТВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
ВЕЧЕРОМ ТРУДНОГО ДНЯ.
Не так давно по
центральному телевидению был показан фильм "Back
Beat". Появившись всего пару лет назад, для
многих он стал откровением. Так живо в нем показана история легендарных Beatles гамбургского периода, сцены в немецких кабаках,
почти документально воспроизведены фотосессии Астрид Kиршер,
во время которых созданы наиболее удачные и впоследствии всемирно известные фотографии
Beatles. Kстати,
ей же они обязаны изобретением своих знаменитых причесок.
В нашем прокате фильм
озаглавили "Пятый в квартете", ведь главным героем является Стю Сатклифф, покинувший группу
еще до того, как их название стало известно в родном Ливерпуле. Но, между тем,
его роль в создании Beatles общеизвестна.
"Back
Beat" - не последнее, что снято о Beatles. Недавно их поклонники получили поистине царский
подарок – комплект компакт-дисков и шестисерийный
документальный фильм "Beatles. The Anthology". Открывают сериал две песни - "Free As A Bird" и "Real Love", записанные когда-то Джоном Ленноном, а сейчас доработанные остальными Beatles. Kлипы
к ним сделаны по последним технологиям, и вызывают восхищение.
Kомпьютерные
возможности позволили оживить Джона Леннона! Kуда уж там пятидесятилетнему
Дэвиду Боуи, в одном из своих последних клипов
преследующему себя двадцатилетнего!
О Beatles
столько всего сказано и написано, да и фильмов снято немало. Интересен
среди них "John And Yoko" – этакая распрекрасная сказка о вечной любви.
Главные герои, как и следует из названия, Джон Леннон
и Йоко Оно. Они то сходятся, то расходятся, то любят
друг друга, то ненавидят. Остальные же участники группы занимают в фильме очень
незначительное место.
Жаль только, что актеры
не очень похожи на реальных персонажей, и грим их недостаточно точен. Вот и
приходится в каждом эпизоде мучительно всматриваться и вдумываться - Джон это
или Джордж, Пол или Ринго?
Тут мы подошли к очень
важному фактору, имеющему огромное значение в феномене Beatles.
Я говорю о зрителях. Волна битломании прокатилась по
всему миру. Это явление рассматривают отдельно от группы, как вполне
самостоятельное, главными героями которого были не Beatles,
а пребывающие в состоянии перманентной истерики подростки (по большей части
женского пола). И этому явлению посвящаются не только главы серьезных книг, но
и фильмы.
Документальная картина,
названная "Первый визит Beatles в Америку",
запечатлела самое начало, можно сказать, зарождение битломании:
когда стоящие на сцене музыканты не слышат себя, столь громко орут фэны, и весь концерт исполнителей занимает не музыка, а
одна-единственная проблема - как они будут отсюда выбираться.
Очень забавно изображены
поклонники в фильме Роберта Земекиса и Стивена
Спилберга "I Wanna Hold
Your Hand". Работа, озаглавленная
по названию битловской песни, картиной о Beatles не является. Их показывают всего пару раз - и
только нижнюю часть, то есть ноги. Главные же герои - фэны,
компания школьников, отправившаяся в соседний город на папином катафалке на
концерт Beatles. Интересны образы
обезумевших девчонок, мечтающих о кусочке газона, на котором выступали кумиры,
клочке простыни, на которой спал Пол, стакане, из которого пил Джордж.
Наверняка многие взрослые узнали в этих персонажах себя в юности и от души посмеялись,
ведь с сегодняшним трезвым взглядом смотреть на выходки юных истеричек, самим
не впадая в истерику (но не от любви к Beatles, а от
смеха), невозможно.
Такие же бешеные
проявления битломании показаны в первом фильме с
участием самих (настоящих, а не в исполнении актеров) Beatles - "A Hard Day's Night"/"Вечер трудного дня"
(1964). В первых же кадрах Beatles
удирают от поклонников, преследующих их на протяжении всей картины. Beatles постоянно бегают - если не от фанатов, то от
полиции, если не от полиции, то от собственных менеджеров, и так далее.
Замечательный, милый, забавный, веселый фильм, весь пронизанный юмором в духе
самих Beatles. Из-за чего даже не всегда понятно,
какие кадры документальные, а какие сняты специально. Очень точно передан дух
ансамбля - четырех жаждущих свободы и развлечений молодых людей. Здесь же
проявляются актерские способности самого скромного участника команды – Ринго Старра. Поэтому главная
роль в следующем фильме о Beatles "Help!"/"На помощь!" (1965) достается именно
ему. Позже Стар снимется во множестве фильмов: "Candy", "The Magic Christian", "Cavemen"...
В отличие от черно-белого "Hard Day's Night", "Help!" цветной, очень яркий и красочный. Невероятные
повороты сюжета заносят героев то в Альпы, то на Багамы, заставляют ездить то
на велосипедах, то на лыжах! Все это сопровождается (как и в предыдущей
картине) замечательной музыкой - новыми песнями Beatles.
И хотя по мнению критиков фильм получился неудачным,
по своим художественным достоинствам он значительно превосходит предыдущий.
Лучше всех сказал о нем британский критик Kеннет
Тайнен: "Help!" -
это ослепительная, идеальная игрушка. Позабавимся ею - ведь мы скоро о ней
позабудем".
В то время еще не снимали
клипы. Видеорядом к песням являлись фрагменты концертов и различных телешоу. Beatles, желавшие сопроводить свои песни интересными
изображениями, вынуждены были снимать фильмы, в которых присутствовали
отдельные сцены, этакие "вставные номера",
сегодня называемые клипами.
Именно по этой же причине
в 1967 году Beatles сняли фильм "Magical Mystery Tour"/"Волшебное таинственное путешествие",
куда вошли новейшие "клипы". Но эта причина была не единственной. Существует
версия, что Маккартни загорелся идеей "Magical Mystery Tour" из ревности. Незадолго до этого Джон Леннон снялся в фильме "How I Won The War"/"Kак я выиграл войну". Язык не
поворачивается назвать это комедией. В картине рассказывается о взводе
английских солдат, посланных на важное секретное задание - построить в пустыне
площадку для игры в крикет, чтобы все видели, что британцы и на войне играют в
свою традиционную игру. И хотя черный юмор ленты на все сто процентов
соответствовал черному юмору Леннона, вмонтированная
в фильм документальная хроника, демонстрирующая ужасы войны, моментально
сгоняла улыбки с лиц зрителей. После фильма Джон приобрел новый имидж (круглые
очки, все более удлиняющеся волосы). В то же время
усиливалось его лидерство в команде. Маккартни все
больше ощущал свою невостребованность, и после смерти
менеджера группы Брайена Эпштейна попытался взять власть
в свои руки. Раньше всеми организационными вопросами занимался Эпштейн. Теперь
все легло на плечи Маккартни. Будучи совершенно
незнаком с основами и законами кинематографии, он в качестве режиссера решился
снять фильм (даже без сценария). В итоге, как такового, фильма нет. Есть
отдельные, совершенно дурацкие, сюжеты, где участники
группы исполняют различные роли. Что и говорить, "Magical
Mystery Tour"
провалился.
Между тем отношения
внутри группы мало-помалу становились все хуже. В документальной ленте "Let It Be"/"Пусть
так и будет" (1969) мы видим, что Джон даже на работу уже не ходит без Йоко Оно, танцует с ней в студии во время записи нового
альбома... Надвигающийся распад группы очевиден.
Завершает фильм запись
концерта на крыше студии компании EMI. Последний раз Beatles
играют вместе, делая вид, что все в порядке. Но полиция останавливает концерт,
и история Beatles как группы прекращается. Остается
легенда, на протяжении десятилетий поддерживаемая многочисленными записями
команды, сольной деятельностью ее экс-участников, и,
конечно, фильмами.
Мария KОПЕЛЬЯН.
Журнал «Пульс» № 1,