Мария КОПЕЛЬЯН
"КЛАССИКА РОКА
ОТ Z ДО A"

N

NAZARETH

        Есть категория западных групп, безумно любимых и всячески почитаемых у нас, но не достаточно популярных на родине. Примеров тому множество: Smokie, Uriah Heep, Nazareth... Любовь российских граждан к этим монстрам сложилась в далекие 70-е, и по сей день передается от поколения к поколению. На Западе же, если эти команды и имели некоторый успех в самом начале своей карьеры, то стоило их песне вылететь из чарта — и какие-либо упоминания коллектива в прессе прекращались навсегда. В России все наоборот.
        И дело тут вовсе не в менталитете и особенностях «загадочной» русской души. Просто сквозь «железный занавес» 70-х проникал такой минимум информации, что все, связанное с западной эстрадой, принималось у нас с большим воодушевлением. Так было с Beatles (чью песню «Girl» умудрились протащить в наш эфир под соусом привета советским рабочим от пролетариев Ливерпуля), с Rolling Stones, Deep Purple, Led Zeppelin. «Июльское утро» Uriah Heep стало хитом всех танцплощадок наравне с «Домом восходящего солнца» Animals.
        Что же касается героев настоящей статьи — Nazareth, — то стоило им замаячить где-то на горизонте, как у них сразу появились поклонники в СССР. Уже само слово «Nazareth» заключало в себе экзотику, тогда еще непривычную для нашего слуха. Обаяние было и в красивых лирических мелодиях, и в хриповатом голосе вокалиста. Такую группу не могли не полюбить даже при отсутствии рекламы, официального рынка грампластинок, телеэфиров и гастролей. Да и думал ли кто-нибудь лет двадцать назад, что их кумиры предстанут перед ними живьем, к тому же еще и не один раз?
        И как в начале 1990 года были приятно удивлены все любители хард-рока в нашей стране, когда стало известно о гастролях Nazareth! «Верить или не верить?» — беспокоились фэны. «Приедут или не приедут?» — гадали организаторы. Страсти накалялись. Гастроли откладывались. Но вот, наконец, свершилось — с 1 по 6 февраля легендарнейшие Nazareth выступали в Москве в спорткомплексе «Олимпийский».
        Концерты прошли суперуспешно, хотя обещанного стоячего партера не было и в помине, и любая попытка зрителей встать с мест мгновенно пресекалась резиновыми дубинками стражей порядка. Но, несмотря ни на что, музыканты были в восторге от оказанного им приема, а зрители от возможности хотя бы сидя созерцать любимых исполнителей. По прошествии первого шока радости, начались, конечно же, разговоры о том, что все могло бы быть и круче, и вот хорошо бы еще раз...
        И вот ровно год спустя, в феврале 1991-го, — что бы вы думали? — новые гастроли Nazareth по СССР. Правда, на этот раз в бессменном составе шотландцев произошли некоторые перемены. Группу покинул гитарист Мэнни Чарльтон, стоявший у ее истоков в 1969 году наравне с вокалистом Дэном Маккафферти, басистом Питом Эгню и барабанщиком Даррелом Свитом. Именно Чарльтон был человеком, предложившим взять название Nazareth — строчку из песни группы The Band «The Weight». До этого они перепробовали более двух сотен вариантов, из которых история сохранила лишь Shaddets. В отличие от большинства других команд, в поисках чего-то своего экспериментировавших с различными стилями и направлениями, Nazareth сразу нашли собственный стиль — мелодичный хард с легким оттенком шотландской народной музыки. Их популярность на мировом музыкальном рынке основывалась по большей части на «тяжелых» обработках песен, написанных совершенно не хард-роковыми людьми, такими как Боб Дилан и Джони Митчелл. Самой крупной победой группы можно считать альбом «Hair of The Dog», чему способствовал их единственный в Америке хитовый сингл «Love Hurts» (Топ-10).
        А вообще, если начать по-порядку, свой первый альбом, названный, как и положено, просто «Nazareth», музыканты записали в 1971 году. Последовавшее за выходом диска турне подтвердило интерес музыкальной общественности к группе из Шотландии. Однако уже следующий альбом, «Exercises» (1972), оказался совершенно неудачным, а гастроли по США полностью провалились. Но не все было так плохо, как может показаться на первый взгляд. Принимая участие в одном турне с классиками жанра — Deep Purple, — музыканты обеих групп очень сдружились, а басист Purple Роджер Гловер стал продюсером Nazareth. После этого дела группы резко пошли в гору: альбомы «Razamanaz» (1973), «Loud'n'Proud» (1974) и «Rampant» (1974) очень основательно повысили ставки группы, а выпущенный вслед за ними «Hair of The Dog» (1975) довел благое начинание до совершенства.
        Замечательная русская поговорка про кашу, которую маслом не испортишь, на другие народы, видимо, не распространяется, ибо в 1978 году пришел в Nazareth новый гитарист Зал Клеминсон, и все его попытки разнообразить звучание команды привели к потере хардового звучания и к резкому уклону в сторону поп-музыки. К сожалению, движение оказалось необратимым. Музыканты так увлеклись реформаторством, что вскоре в группе появился еще и клавишник Джон Лок. Последним к Nazareth присоединился гитарист Билли Рэнкин, занявший место Клеминсона. Такой вольный ветер гулял по рядам группы, пока отцам-основателям это не надоело, после чего все новобранцы были уволены.
        Окончательно вылезти из уже совсем было поглотившего команду болота попсы музыкантам удалось только в 1989 году, с выходом довольно успешной пластинки «Snakes'n'Ladders». Обкатывая по миру эту программу, Nazareth побывали первый раз на русской земле, поняли, что их здесь знают и любят, и сами полюбили нашу страну.
        В марте 1996 года они снова были здесь. Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Самара, Пермь, Екатеринбург, Мурманск приветствовали своих кумиров. И кумиры постарались — три трайлера с разборной сценой и аппаратурой на 70 кВт звука и 320 кВт света позволили им провести по 1 — 2 концерта в каждом из посещенных городов на самом высоком мировом уровне. До этого ни одна западная команда не устраивала таких поездок по России-матушке, а ведь это было именно то, чего нам в последние годы так не хватало.

Главная