Непобедимые Маккавеи.

Боевые искусства Израиля.

Фёдор Георги.



       Когда мы слышим выражение «восточные боевые искусства», то в первую очередь на ум приходят названия таких китайских, японских или корейских единоборств, как карате, айкидо, таеквондо или кун фу. Возможно, вспомнятся филиппинские и индийские техники боя. Однако Восток - понятие не только тонкое, но и растяжимое. Поэтому нельзя упускать из вида, что в такой стране Ближнего Востока, как Израиль, тоже существуют свои уникальные школы боевых искусств.
       Если же учесть, что современный Израиль - это уникальное государство, исторические особенности развития которого создали предпосылки к объединению разнокультурных по сути, но единых по национальности людей, то эта тема приобретает особый интерес.
       Древние евреи всегда могли постоять за себя - об этом можно прочесть и в Библии, и в античных источниках. Особой известностью пользуются Маккавеи, восстание которых во II веке до н.э. против селевкидского правления принесло независимость Израилю почти на сто лет - вплоть римской оккупации Иерусалима в 67 году до н.э. Их именем названы почти все современные еврейские спортивные клубы и центры; кроме того, в Израиле проводится т.н. Маккабиада или Маккавейские игры - израильский аналог Олимпийских игр, соревнования, в которых участвуют спортсмены-евреи из разных стран мира.
       Все израильские боевые искусства отличает достаточно молодой возраст. По сути, они - ровесники этого государства, существующего в его нынешнем виде с 1948 года. Однако, безусловно, процесс их становления и развития начался гораздо раньше.
       Восстановлению комплекса древнееврейских боевых искусств под общим названием Абир мы обязаны живущему в Иерусалиме хасиду Ешуа Соферу, обладателю черных поясов по таким корейским единоборствам как таеквондо, кук-сул-вон и хапкидо. Софер уверен, что ещё двенадцать колен Израиля обладали особыми знаниями, позволявшими им успешно сражаться со своими врагами и что умение использовать в качестве оружия различные части тела возникло у них именно в то время - ведь в Библии сказано, что евреи постоянно были вынуждены воевать или бороться с дикими животными.
       Так, например, именно оригинальная техника боя, по мнению Софера, помогла Гидеону и его 300 воинам одолеть 120.000 армию царя Амалека, и именно она, в сочетании с грандиозной силой, позволила Самсону одолеть льва и быть грозой филистимлян.
       Ешуа Софер начал искать сведения о боевых умениях древнееврейского народа и в Танахе (Ветхий Завет), и в знаменитых Кумранских свитках, и в Талмуде, и даже в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия. Последний писал о воинах, обладающих знаниями как боя при помощи различного холодного оружия, так и рукопашного боя; эти знания они приобрели, подражая движениям хищных зверей (поэтому часто их и называли львами). Евреи библейского периода мастерски управлялись мечом и луком, копьём и палкой.
       Кроме того, в остаточном виде Абир можно наблюдать и в мистических плясках украинских хасидов, и в танцах йеменских и курдистанских евреев - это, прежде всего, круговые движения руками, перемещения с уходами всем корпусом и имитация выпадов палкой, копьём или мечом. Естественно, что непосвящённому глазу, так же, как и самим исполнителям, догадаться о боевой подоплеке этих танцев почти невозможно. Элементы Абира можно обнаружить у воинственных еврейских кочевых племён пустыни Хиджаза (провинция в Саудовской Аравии). Скрупулезное изучение всего этого материала, сложение его по крупицам в полноценное национальное боевое искусство отняло у Ешуа Софера не один год, но 47 летний мастер успешно справился с этой задачей и создал в Иерусалиме свою школу, где обучает воссозданному Абиру всех желающих. А недавно филиал открылся и в другом крупном израильском городе - Тель-Авиве.
       Ешуа Софер создал и крайне «жесткую» боевую версию Абира - РСД - специально для элитных боевых частей Армии Обороны Израиля.
       Техника Абира базируется на нескольких принципах. Все приёмы делятся на семь категорий - удушающие, захваты и замки, броски, подсечки, нападающие удары, контратаки и, наконец, комбинации из вышеперечисленных элементов. Их постижение даёт возможность освоить 365 техник ведения боя в различных условиях. Число 365 здесь не случайно - столько дней в году и столько же костей в скелете человека. По достижению уровня мастера осваивается ещё 248 дополнительных техник - это число, по представлениям иудаизма, символизирует количество органов в теле. Вместе образуется число 613 - именно столько заповедей обязаны соблюдать религиозные евреи. Кроме этого, в Абир входит 18 боевых танцев (6 с оружием и 12 - без), при помощи которых отрабатываются все 613 техник.
       Энергия для ударов в Абире исходит не только из тела, но и из инерции, получаемой от постоянных круговых перемещений. Сами удары происходят в основном по «принципу стрелы» - ударная поверхность руки или ноги не ограничена какими-либо определёнными точками; в зависимости от обстоятельств задействуется любая часть конечности - от пальцев до локтя или колена - и под любым углом. Такие проникающие удары особенно удобны и эффективны в условиях близкого боя. Сам Ешуа Софер, при помощи своей техники, способен мгновенно справится с противником, вдвое превосходящим его по размеру.
       Как уже было сказано, Софер - хасид, а это очень строгое течение в иудаизме. Поэтому философия Абира полностью базируется на этой религии и, в основном, призвана повысить самосознание израильтян и евреев рассеяния, научить их давать отпор антисемитам и укрепить уверенность в себе.
       Инструктаж у Ешуа Софера проходили сотрудники служб безопасности лидеров таких стран, как Израиль, Молдова и некоторых других.
       Двумя другими израильскими боевыми искусствами являются более известные в мире Крав-мага и Гисардут.
       Денис гистардут (в переводе с иврита «школа выживания - стиль Дениса») - современное компилятивное боевое искусство, созданное Денисом Ганновером (род. в 1937) из Израиля. В юности, проведённой в ЮАР, куда его родители бежали от нацистов, Денис Ганновер часто страдал от антисемитизма со стороны сверстников. Поэтому он начал обучаться сначала дзюдо, а потом и карате и рукопашному бою. В 1958 году Ганновер занял первое место в своей весовой категории на чемпионате ЮАР по дзюдо. После этого он открыл в Йоханнесбурге школу дзюдо и самообороны, предназначенную в первую очередь для еврейской публики, желая помочь евреям научиться защищать себя в столкновениях с антисемитами.
       Денис Ганновер продолжил своё начинание по обучению евреев боевым искусствам и в Израиле, куда он переехал жить в 1960 году, и открыл в поселении Моледет первую в стране школу дзюдо. С 1966 года начала работу его школа в Тель-Авиве. Будучи тренером, Ганновер ни на день не прекращал работы над самим собой - в 1975 году ему был присвоен черный пояс по карате киокушинкай (самый сложный и жёсткий стиль), а в 1983 году он впервые продемонстрировал свою систему Гисардут как самостоятельное боевое искусство. Так «Денис гисардут» был признан новым боевым искусством.
       Как уже было сказано выше, Денис гисардут - это компиляция из техники карате, дзюдо и джиу-джицу (вид боевой подготовки самураев). Из карате пришли удары руками и ногами и блоки, из дзюдо - подсечки, броски и борьба на земле, из джиу-джицу - замки суставов и техника болевого контроля. В сочетании с техникой самообороны (частично позаимствованной из традиционных боевых искусств, частично разработанной самим Ганновером) такой арсенал делает Денис гисардут пригодным для работы, как на дальней, так и на ближней дистанции, равно как и для борьбы в обхват или борьбы на земле. Кроме того, изучается и работа с оружием - ножом, палкой или ремнём. Для тех, кому по роду службы приходится не только защищаться, но и нападать (солдаты, полицейские, сотрудники служб безопасности и т.п.), существует особый раздел, включающий в себя приёмы для выведения из строя или уничтожения противника.
       Гисардут получил широкую известность в Израиле в 1987 году после того, как 14-летний Рои Горовиц, обладатель коричневого пояса по Денис гисардут, сумел отбиться от вооружённого террориста. Рои со своим приятелем гулял за городом, когда на них напали двое арабов. Один из террористов набросился на товарища Рои, полоснул его ножом по шее, сбил с ног и продолжил наносить ему удары ножом. Второй араб в это время схватил Рои за горло, свалил на землю и начал душить, но Рои удалось нанести ему удар в пах, вынудив ослабить захват. Тогда террорист, воспользовавшись ножом, нанёс подростку несколько ударов, однако лишь один из них достиг цели, причинив лёгкое ранение - Рои всё время вертелся, уклоняясь от ножа, а также контратаковал ударами кулака. В конце концов, Рои удалось освободиться от захвата и подняться на ноги, и он спасся бегством. Позже, когда опасность миновала, Рои вернулся к своему раненому товарищу и помог ему добраться до больницы. Буквально на той же неделе произошёл другой подобный инцидент - нападению террориста с ножом подвергся солдат Армии Обороны Израиля - несмотря на то, что он был вооружён автоматом "Узи", он не сумел защитить себя, и был убит на месте.
       Поэтому история безоружного подростка, сумевшего пережить нападение террориста, вызвала значительный интерес. Этот случай был широко освещён в прессе, шеф полиции Израиля наградил Рои почётной медалью. Благодаря этой истории Гисардутом заинтересовались как полиция и армия, так и простые граждане.
       Сейчас Денис Ганновер обучает своей боевой системе в основном «проблемные» группы населения - подростков из неблагополучных семей, инвалидов, женщин, страдающих от насилия в семье, несовершеннолетних заключённых и т.п. Практически вся эта работа производится им бесплатно, на добровольной основе. Зачастую Ганновер использует обучение рукопашному бою, как средство воспитания - трудные подростки учатся уверенности в себе, не враждовать, уважать и защищать слабых. Кроме того, один из основных принципов философии Денис гисардут - религиозность и патриотизм.
       На сегодняшний день в Израиле работают 17 школ Денис гисардут. Кроме того, обучение по его системе проходят некоторые подразделения Армии Обороны Израиля и сил безопасности. Крупные центры Денис гисардут существуют также в США, Англии и ЮАР, открыты школы в Греции, Австрии, Венгрии и Канаде.
       Если говорить о боевых искусствах Израиля, то обязательно нужно упомянуть о Крав-мага. На иврите это словосочетание означает самооборону, рукопашный бой, боевое единоборство. Крав-мага - это боевое искусство Израиля, вид профессионально-прикладного единоборства, официально стоящий на вооружении спецподразделений государства Израиль.
       Основателем стиля был венгерский еврей Имре (Ямай) Лихтенфельд (1910-1998). Своё детство он провёл в Будапеште и Прессбурге (ныне Братислава) - именно там он под руководством отца начал изучать джиу-джицу, занимался также боксом, борьбой и гимнастикой. Имре Лихтенфельд несколько раз становился чемпионом Европы по французской (ныне греко-римской) борьбе и боксу, что было довольно необычно для того времени, учитывая его еврейское происхождение.
       В 30-ые годы, с началом нацистского террора в Европе, в Венгрии и Словакии поднял голову антисемитизм и Лихтенфельд организовал отряды самообороны - группы молодых людей еврейской национальности, преимущественно спортсменов, которые охраняли порядок в еврейских районах Будапешта и Братиславы, не допуская там антисемитских и профашистских демонстраций и пресекая попытки начать антиеврейский погром. Оказавшись в гуще трагической борьбы и отчаянных попыток сопротивления фашизму, Лихтенфельд неоднократно принимал участие в столкновениях с хорошо организованными отрядами национал-социалистов в этих двух городах.
       Защищая других, Ямай Лихтенфельд оставался в Европе вплоть до 1940 года, когда немецкие нацисты начали проводить в этих двух странах хорошо организованные акции по целенаправленному и планомерному уничтожению еврейского населения. В конце 1940 года Ямай Лихтенфельд с небольшой группой товарищей буквально в последний момент успел вскочить на пароход, отплывавший в Палестину, однако недалеко от побережья Малой Азии судно затонуло. Ямай Лихтенфельд и четверо его друзей чудом спаслись в штормовой шлюпке. Более трех дней и ночей они находились в открытом море без каких-либо запасов воды и провианта, и лишь на четвертые сутки шлюпку подобрал британский патрульный катер. К тому времени единственным выжившим после кораблекрушения был Ямай Лихтенфельд. Он записался добровольцем в Британский экспедиционный корпус и до конца второй мировой войны сражался в составе спецподразделения, действовавшего в Северной Африке. Ямай неоднократно участвовал в рискованных операциях против нацистов, неизменно выходя победителем в открытых рукопашных столкновениях.
       В 1945 году Ямай Лихтенфельд наконец-то оказался на территории Палестины. Очень быстро на него обратили внимание руководители еврейских молодежных военизированных организаций - таких, как Хагана, Герут и некоторые другие. Этим организациям в то время приходилось вести ожесточенную борьбу за безопасность и целостность зоны еврейских поселений в Палестине, поэтому такой специалист, как Ямай Лихтенфельд был для них просто находкой. Собственно именно так и зародилась Крав-мага - поначалу довольно-таки хаотичные занятия по рукопашному бою и самозащите, которые Лихтенфельд проводил еврейским бойцам, постепенно сложились в цельную систему.
       Первоочередной задачей, стоявшей перед новым боевым искусством, было быстрейшее обучение различных контингентов наиболее эффективным приемам и навыкам самообороны и рукопашного боя, поэтому необходимо было выработать качественные методики ведения тренировочного процесса. Девизом Ямая Лихтенфельда стали слова: простота и эффективность.
       В техническом плане крав-мага, как и Денис гисардут, безусловно, близка и к джиу-джитсу, и такому китайскому шаолиньскому направлению, как шуайцзяо, и даже советскому самбо. Основное оружие крав-мага - удары руками и ногами, которые направляются исключительно в уязвимые части тела, наиболее предпочтительными мишенями являются пах, горло и глаза, затем солнечное сплетение, подбородок, колени, виски и т.д. В качестве вспомогательных приёмов могут использоваться подсечки и броски, болевые приёмы на руки. В ближнем бою в ход идут не только локти и колени, но и удары головой или укусы. Существует богатый арсенал освобождения от захватов, в основном построенный на травмирующих приёмах.
       Особое место в системе Ямая Лихтенфельда занимает работа против вооруженных противников, а также комбинированные действия с оружием ближнего боя и холодным оружием. При этом могут использоваться либо штатное оружие, либо вероятное оружие противника, либо просто предметы повседневного обихода, то есть не оторванные от реалий сегодняшней жизни мечи и алебарды средневековых самураев, а настоящее оружие и предметы быта наших дней.
       На раннем этапе своей инструкторской деятельности Ямай Лихтенфельд четко разделил целенаправленную подготовку различных контингентов. Насколько отличалась подготовка еврейских дружин самообороны в осажденных гетто Будапешта и Братиславы от задач подготовки британских коммандос в Северной Африке, настолько должны были различаться системы подготовки обычной военной полиции, Моссада, знаменитых "Черных беретов" и элементарный ликбез, проводимый для рядовых граждан. В основном, правда, крав-мага все же преподавалась элитным частям израильских вооруженных сил и спецподразделений. Эта система быстро показала свою необычайную эффективность, надежность и - главное - простоту и быстроту при обучении.
       Бойцы спецподразделений, обученные лично Ямаем Лихтенфельдом, с самой лучшей стороны зарекомендовали себя при выполнении сложнейших заданий во время войн с Египтом и Сирией, при осуществлении акций возмездия в отношении нацистских преступников, скрывавшихся в Европе и Южной Америке, а также против террористов, захватывавших авиалайнеры с израильскими туристами и устроивших террористический акт против олимпийской команды Израиля в Мюнхене (1972 год).
       Сегодня основам крав-мага в Израиле обучают даже в начальных классах общеобразовательных школ (суть этих занятий можно выразить словосочетанием «вырваться и убежать»). Занимаются по этой системе и религиозные евреи. Так или иначе, современная система крав-мага действительно представляет собой национальное боевое искусство Израиля. Развиваясь в стране, граница которой представляет собой сплошную передовую линию, крав-мага впитала в себя не только многовековой опыт своих дальневосточных прародителей, но и обогатилась современным опытом повседневной антитеррористической борьбы.
       Сегодня существует несколько организаций, занятых преподаванием и дальнейшей разработкой крав-мага, крупнейшей из которых является Международная Федерация Крав-мага, возглавляемая Ийялем Яниловым, обладателем чёрного пояса 8-ой степени. С 80-ых годов предыдущего века это единоборство стало популярным в США, Латинской Америке, а также таких странах Европы, как Англия, Франция, Германия, Финляндия, Швеция и Норвегия. С 2001 года центр обучению крав-мага открылся в Санкт-Петербурге, а сейчас группа энтузиастов пытается основать ещё один такой центр и в Москве.





Назад

На главную