Мария КОПЕЛЬЯН
"КЛАССИКА РОКА
ОТ Z ДО A"

A

СОВЕРШЕННО ДИKИЕ «ЖИВОТНЫЕ»

        Kогда в 1964 году сингл группы Animals «House Of The Rising Sun» занял первые места в американском и английском хит-парадах, оттеснив Beatles, Rolling Stones и прочие популярные группы, мировая музыкальная общественность была, мягко говоря, шокирована. Во-первых, длина песни — четыре с половиной минуты — явно превышала стандарты того времени. Во-вторых, тексты об игорных домах, тюрьмах и прочих «прелестях» жизни игрока не имели ничего общего с модной любовной лирикой. В-третьих, заблюзованый саунд группы, с орущим вокалом Эрика Бердона в сопровождении заунывного электрооргана Алана Прайса резко выделялся на фоне прочих британских команд. Так в чем же причина бешеного успеха «Дома восходящего солнца», не спадающего до сих пор?
        Если кто-то думает, что, записав «House Of The Rising Sun», молодая и неизвестная команда со странным названием «Животные» наутро проснулась знаменитой, он ошибается. Так просто ничего не бывает.
        За шесть лет до грандиозного успеха Алан Прайс собрал первый из своих многочисленных Alan Price Combos. В какой-то момент к нему присоединились басист Чес Чендлер и барабанщик Джон Стил. Последний, кстати, учился в Ньюкастлском художественном колледже, где в первый же день занятий посреди лекции громко спросил: «Неужели здесь никто не увлекается джазом?» На что тут же получил ответ от Эрика Бердона: «А как же?» Выяснилось, что он не только увлекается джазом и блюзом, но и знаком с Аланом Прайсом. В Alan Price Combo место вокалиста как раз пустовало, так что сотрудничество состоялось.
        Таким образом в 1962 году с приходом гитариста Хилтона Валентайна сложилась группа, переименованная в The Animals. Существуют две версии возникновения такого названия. Первая состоит в том, что, играя по клубам, ребята отличались диким, животным, поведением, за что и получили от поклонников свое прозвище. Вторая версия несколько прозаичней. В кругах, где они вращались, большим авторитетом пользовался некий персонаж по имени Энимал Хог, лидер команды The Squatters. Хог воплощал в себе все то, что Animals хотели отразить в музыке: полную свободу с элементами анархии, дикарский образ жизни и сплошные развлечения. Вот музыканты и назвали себя в его честь. Такого варианта придерживается Эрик Бердон в своей книге «I Used To Be An Animal, But I'm All Right Now», написанной в 1986 году. И хотя большинство исследователей предпочитают первый вариант, я более склоняюсь ко второму.
        А теперь внимание! Информация для рэйверов.
        Не сочтите это заявление дерзостью, но смею утверждать, что самыми первыми рэйверами на свете были The Animals. Да-да, именно так. Только рэйверами не в музыкальном смысле, а в тусовочном. Вот что рассказывает об этом Эрик Бердон: «Главной целью рэйва было шатание по Лондону, выискивание новых интересных групп, и периодические тусовки с ними. Во время таких походов еды разбрасывалось столько же, сколько съедалось, а вино лилось в глотки галлонами. Люди двигали челюстями всю ночь, пока челюсти не сводило, и они больше не могли разговаривать. Рэйв означал сто процентов времени, проведенных праздно. Это был клуб музыкантов, у которого не было постоянной базы, и все находились в движении из одного клуба в другой. В число рейверов также входили посторонние люди, например, пара журналистов, писавших об этом репортажи. Вот выдержка из публикации одного из них:
        — «В Лондоне появились рэйверы, и некоронованными королями этого движения являются The Animals. Где бы ни появились эти парни из Ньюкастла, с их своеобразным акцентом и дружелюбными лицами, за ними всегда тянется хвост последователей. В любой всеночной пьянке Animals всегда остаются победителями. Эрик Бердон и Джордж Бруно «Зут» Мани, лидер легендарных Big Roll Band, являются постоянными братьями по бутылке, а третий — всегда Брайен Огер».
        Только не подумайте, что Animals только и занимались подобным времяпрепровождением. На самом деле они постоянно гастролировали, причем с такими звездами, как Чак Берри и Джерри Ли Льюис. Их концертная деятельность была столь напряженной, что постепенно у участников начинали сдавать нервы, даже пропадало желание работать. Первым сдался Алан Прайс. Он давно имел зуб на Бердона за то, что тот отвоевал у него лидерство в группе. Так что, объявив о творческом разногласии, он ушел и занялся написанием музыки для кино и телевидения. Его музыку можно не только услышать, но и увидеть его самого с новой командой в фильме «О, Счастливчик!». Что же касается Animals, то они взяли нового органиста — Дэйва Роуберри, а затем и Барри Дженкинса (вместо Джона Стила), и в 1966 году отправились во второй раз в Америку. Эрик Бердон вспоминает один забавный эпизод этих гастролей: «Нас пригласили сняться в рождественском телешоу вместе с Лайзой Миннелли. Она играла Kрасную Шапочку, мы — волков. Меня жутко бесили эти искусственные уши и приклеенная к лицу шерсть. Kаждое утро на нанесение грима уходило по три часа».
        Эрик Бердон покинул группу в 1967-м, после одного знаменательного инцидента на Багамах, где музыканты отдыхали по завершению американского турне. Их пригласили пожить на яхте, когда-то принадлежавшей королевской семье. Вот что он вспоминает: «Kак-то утром я, похмельный со вчерашней ночи, поднялся из каюты. Смутно припоминалась жуткая драка на палубе между нашим роуд-менеджером Тэппи и Чесом Чендлером. Они разругались в пух и прах. И вот Тэппи, как всегда, готовил на всех завтрак. Он стоял над разделочной доской с острым ножом в руках — резал свежий стейк на маленькие кусочки и швырял их через иллюминатор в воду, где Чес совершал свой утренний заплыв. Тэппи пытался приманить акул, надеясь, что они сделают то, что не смог он прошлой ночью. Для меня это было слишком, и я объявил о своем уходе».
        Для Animals это был конец. Но не для Эрика Бердона. Прямо с Багамских островов он рванул в Америку, где незамедлительно собрал «Новых Животных» — New Animals. Из старой группы он забрал только барабанщика Барри Дженкинса. В новую команду вошли Вик Бриггс (гитара), Джон Вейдер (гитара, скрипка) и Дэнни Маккаллох (бас). Стилистически они очень точно уловила последние американские веяния расцвета эпохи хиппи и заняли почетное место в одном ряду с такими легендами «Flower Power», как Big Brother And The Holding Company, The Jimi Hendrix Experience, The Mamas And The Papas. Песни New Animals «San Franciscan Nights», «Good Times», «When I Was Young», «Monterey», «Sky Pilot» стали гимнами конца 60-х.
        Вновь успех оказался на стороне Бердона, но опять что-то помешало ему счастливо продолжать. В 1968 году в составе команды появились его старые друзья-рэйверы Зут Мани и Энди Саммерс (позже гитарист Police), заменившие Бриггса и Маккаллоха. Выпустив в 1969 свой последний альбом — «Love Is», «Новые Животные» последовали вслед за старыми — в небытие.
        Бердон же нашел себе новое увлечение. Ему всегда хотелось стать лидером негритянской группы — тут-то он свою мечту и осуществил. Эрику попалась черная фанковая команда Night Shift, которую он звучно окрестил The War («Война»). Стал ее вокалистом и выпустил два альбома: «Eric Burdon Declares War» («Эрик Бердон объявляет войну», или «Эрик Бердон представляет группу «Война») и «The Black Man's Burdon» («Бердон черных»). В последний, кстати, вошла композиция Rolling Stones «Paint It Black», которую Бердон исполнял еще с New Animals, и «Nights In White Satin» Moody Blues, растянутая на целую сторону двойной пластинки. После этого пути Бердона и его «Войны» разошлись.
        До сих пор Эрик Бердон продолжает сольную карьеру. Периодически у него появляются какие-то группы, типа The Eric Burdon Band или Eric Burdon's Fire Department. В 1990-м музыкант записал совершенно замечательный альбом «Across All Areas» с еще одним другом из старых рэйверов — Брайеном Огером.
        За прошедшие годы Animals завели интересную привычку — время от времени собираться вместе в оригинальном составе и что-нибудь записывать, а иногда и гастролировать. Так, в 1976 году «Животные» собрались дома у Чеса Чендлера посидеть и выпить. Слово за слово, взялись за инструменты. А тут Чес и записывающую аппаратуру включил... В 1977-м запись вышла под названием «Before We Were So Rudely Interrupted», и команда отправилась в турне. Следующий подобный подвиг датирован 1983 годом и ознаменован альбомом «Ark».
        K сожалению, в нашей стране Animals знают в основном по «Дому восходящего солнца», оставляя за бортом кучу блюзовых и ритм-н-блюзовых композиций из репертуара группы, а также огромное количество сольных работ музыкантов. Обидно, что столько красивой и разнообразной музыки остается невостребованной российскими слушателями — Animals такого отношения к себе явно не заслужили. Недаром же в 1992 году они выступали в Москве на самой Kрасной площади.

Главная