Мария КОПЕЛЬЯН
"КЛАССИКА РОКА
ОТ Z ДО A"

E

ОРЛЫ ОТЕЛЯ «КАЛИФОРНИЯ»

Welcome to the Hotel California
Such a lovely place such a lovely place such a lovely face
They livin' it up at the Hotel California
What a nice surprise what a nice surprise bring your alibies

Mirrors on the ceiling the pink champaghe on ice
And she said: we are all just prisoners here of our own device
In the masters chambers gathered for the feast
Stabbed with that steely knives but they just can't kill the beast
Last thing I remember I was running for the door
I had to find the passage back to the place I was before
Relax! said the night-man. We are programmed to receive
You can check out any time you like but you can newer leave!
Милости просим в отель «Калифорния» —
Чудное место на свете есть
Жизнь всю проживи в отеле «Калифорния»
Однажды попал — останешься здесь!

Зеркала по стенам, шампанское во льду
Она так и сказала — мы у себя в плену
В золоченых клетках, собранные на пир
Увешанные ножами, но это — игрушечный тир
Последнее, что помню — я бежал к двери
В дорогу, на свободу, в былое — отвори!
«Расслабься! — молвил сторож — Ты смог сюда войти,
Но выходы закрыты — отсюда нет пути!»

        Не думаю, что найдется хоть один человек, которому эти строки ничего не напоминают. При их прочтении в голове сама собой возникает очень знакомая мелодия. О чем эта песня? Каждый понимает по-своему. Говорят — об американском образе жизни, калифорнийской роскоши, затягивающей, заставляющей продать душу. Все прекрасно, но выхода нет...
        Хит «Hotel California» группы Eagles создан в 1976 году. Выпущенный на одноименном альбоме и сингле, он мгновенно взлетел на вершины чартов по всему миру и стал подлинным событием в жизни всемирной музыкальной эстрады.
        В песне привлекало все: мелодика, неровный ритм, некий внутренний надлом и изыск, современная интонация и... ощущение обреченности. В отличие от отечественной традиции стихосложения, где все подчинено смыслу и логике, в западной литературе, а тем более при создании поэтических текстов для вокального исполнения, принято дополнять рифму словами иного смыслового порядка. Это, в данном случае, приводит к возникновению более широкой системы образов, открывает возможность индивидуального восприятия и трактовки.
        Роман скандально известной Натальи Медведевой называется «Отель «Калифорния». Совпадение? Красивое словосочетание? Нет. Эпиграфом приводится последний (процитированный выше) куплет песни, как бы указывая читателю на прямую с ней связь. И хотя в тексте ни «Отель», ни Eagles не упоминаются, она очевидна. Героиня уезжает в Америку, обретает прекрасную работу, блестящее окружение и всевозможные блага. Но в какой-то момент понимает, что блеск поверхностен, позолота фальшива. Она пытается вырваться — и погибает. Выхода нет. Свобода оказалась призрачна. Та же ситуация, что и с героем песни, что и с самими Eagles. Название становится нарицательным.
        Обратной дороги нет. Нельзя вырваться из отеля «Калифорния» с его роскошной жизнью, нельзя вырваться из тисков песни «Hotel California», переплюнуть ее успех. Услышав от группы такой шедевр, поклонники уже не способны воспринять пусть не худшие, а просто другие песни. Но пластинка не может состоять из сплошных хитов. Без «проходных» песен не обойтись, хотя бы для того, чтобы на их фоне хит заблестел еще ярче. В творчестве любой группы рано или поздно наступает момент, когда выходящие альбомы создаются по схеме «хит на альбом». Иногда, как в случае с Eagles, оказывается «хит на карьеру».
        Один мой знакомый услышал по радио «Hotel California». Песня ему безумно понравилась, и он отыскал и купил себе четыре диска Eagles. А потом возмущался, что группа ему не понравилась. И дело не в том, что группа плохая — вовсе нет. Он ожидал услышать две кассеты сплошного «Отеля «Калифорния», а этого, как вы понимаете, быть не могло.
        Многие группы, взлетевшие на одной песне, быстро угасали, потому что столь мощного хита создать уже не могли, а ничего другого от них слышать не хотели. Среди людей, профессионально занимающихся сочинением песен, существуют два разных понятия — «написать песню» и «написать хит». «Hotel California» — мастерски сработанный хит. Объединяясь в 1990 и 1994 годах, Eagles не создают ничего нового, а выжимают все, что можно из былого успеха, делая новую аранжировку «Hotel California», привлекая к проекту молодых музыкантов из сопровождающих групп своих сольных проектов.
        А что же было до создания «Отеля»? Как они вообще возникли, эти Eagles, и кто они такие?
        Все началось с Линды Ронстадт, в 1971 году решившей собрать собственный гастрольный состав. Первым, кто согласился ей аккомпанировать, стал Гленн Фрэй. Ему же принадлежала идея пригласить Дона Хенли. Группа Хенли того времени, Shiloh, находилась в таком состоянии, что ему бы явно не помешали те две сотни долларов в неделю, которые предлагала Ронстадт. Пиво в баре «Troubadour» сделало свое дело, и он согласился. За время турне музыканты очень сдружились и, по истечении контракта, решили продолжить совместную деятельность. Фрэй играл на гитаре и пианино, Хенли — на ударных. Пели оба. Они пригласили Берни Лидона из Flying Burrito Brothers и Рэнди Мейснера из Poco. Мейснер играл на басу, а Лидон одинаково профессионально управлялся с гитарой, банджо и мандолиной. Так и возникли Eagles.
        В то же время Дэвид Геффен основал фирму «Asylum Records», и Eagles стали одними из первых, подписавших с ней контракт. В 1972 году вышел их дебютный альбом, «Eagles», ставший «золотым». Мягкий кантри-рок понравился публике, и все последующие альбомы (некоторые из них созданы при участии Дона Фелдера, Джо Уолша из James Gang и Тимоти Шмидта) — «Desperado» (1973), «On The Border» (1974), «One Of These Nights» (1975) и «Hotel California» (1976) — пользовались неизменной популярностью. Следующий альбом, «The Long Run», вышел лишь в 1979 году и оказался явно слабым, ознаменовав распад группы. В чем же дело, ведь все шло так хорошо? Ответ ясен — в «Отеле «Калифорния».
        В нашей стране к группам с подобной судьбой всегда странное отношение. Из всего творческого наследия Eagles признают только «Hotel California» — выбирают лучшее. Kinks ассоциируются с «Sunny Afternoon», Animals — c «House Of The Rising Sun». Но если Kinks и Animals через этот барьер перешагнули спокойно, и для всего мира не стали «группой одной песни», планка, возведенная Eagles, оказалась слишком высока. Желая того или нет, в этой песне группа предсказала собственную судьбу. Они добились всего, благодаря «Отелю «Калифорния», но вырваться из него так и не смогли.

Главная