Мария КОПЕЛЬЯН
"КЛАССИКА РОКА
ОТ Z ДО A"

J

JETHRO TULL ЯНА АНДЕРСОНА

        Думал ли ученый-аграрник Джетро Талл, изобретая в своем далеком восемнадцатом веке механическую сеялку, что в середине века двадцатого станет известен всем любителям рок-музыки, поскольку группа молодых английских музыкантов назовется его именем? Видимо, такие мысли его не посещали, ведь в его времена рок-группы популярностью не пользовались за полным их отсутствием.
        Итак, в 1968 году четверо молодых людей организовали команду Jethro Tull. Хотя, сказать, что они вот так просто взяли и организовали команду, не совсем правильно. Все началось еще в 1963 году в городе Блэкпуле, что на севере Великобритании, когда Ян Андерсон со своими школьными дружками Джеффри Хэммонд-Хэммондом и Джоном Эваном играли в группе The Blades. В 1965 году, с приходом в состав Бэрримора Барлоу и Майкла Стефенса, они переименовались в The John Evan Band. Состав постоянно менялся, как, впрочем, и название — сначала на John Evan's Blues Band, а потом на John Evan's Smash. К концу 1967 года в группе остались только Ян Андерсон и басист Гленн Корник, к которым присоединились барабанщик Клайв Банкер и гитарист/вокалист Мик Абрахамс. После нескольких очень странных вариантов ребята остановились на названии Jethro Tull и начали выступать в знаменитом лондонском клубе «Marquee».
        Помимо странного названия, новая группа отличалась и неординарной музыкой. Исполняя, в основном, песни собственного сочинения, Jethro Tull любили вставлять в программу джазовые и блюзовые стандарты, причем используя нетипичные для рок-музыки инструменты: мандолину, балалайку и чаще всего — флейту.
        Человеку, знакомому с творчеством Jethro Tull, при упоминании Яна Андерсона мгновенно приходит в голову именно флейта — его любимый инструмент. Играть на ней Андерсон научился самостоятельно, слушая джазовые пластинки, чаще всего — Кирка Роланда. Выбор пал на флейту потому, что Яну понравилась идея посреди песни вынуть инструмент из кармана, сыграть и спрятать его обратно в карман. Тут присутствовал небольшой элемент мистификации, а это было именно то, что Ян Андерсон любил больше всего на свете.
        Если первый альбом, благодаря стараниям Мика Абрахамса, был более или менее блюзовым, то с приходом заменившего его гитариста Мартина Бэрра музыкальный стиль группы нарекли «прогрессивным роком». Здесь стоит обратить внимание на такой промежуточный этап, как поиск достойной замены Абрахамсу до прихода Бэрра. В группу прослушивалось множество гитаристов, среди которых оказались: Мик Тэйлор, знакомый нам по Bluesbreakers, а позже — гитарист Rolling Stones; Пол Кософф из Free и Тони Йомми (помните такого?) из Black Sabbath. Однако гитаристом Jethro Tull стал все же Мартин Бэрр, вместе с которым записан третий альбом, коммерчески менее успешный, зато признанный более зрелым и философским, — «Benefit» (1970). Вскоре последовала еще одна перестановка в составе: ушел Гленн Корник, и место басиста занял бывший коллега Андерсона по The Blades и группам Джона Эвана — Джеффри Хэммонд-Хэммонд. Не стоит забывать, что сам Эван вошел в состав Jethro Tull незадолго до начала работы над «Benefit». После выхода четвертого альбома — «Aqualung» (1971) — Клайва Банкера сменил Бэрримор Барлоу, и таким образом практически весь состав The John Evan Band оказался собран под маркой Jethro Tull.
        Несколько слов про «Aqualung». С его выходом команда получила настоящую всемирную любовь и пожизненное преклонение. Являясь серьезной концептуальной работой, пластинка отражала отношение Андерсона к современным взглядам на религию. В этом не было ничего решительно нового — многие группы в своем творчестве затрагивали такие темы. Но сделано все было столь откровенно и страстно, что до сих пор «Aqualung» расценивается как высший пик творчества коллектива. Альбом получился тяжелым и в некотором роде даже хард-роковым, в отличие от предыдущих, но в то же время более мелодичным и близким к народным корням, и не только английским, но и русским (с чего бы это?). Сам Ян Андерсон, помимо исполнения вокальных партий, играл на флейте, гитаре, органе и мандолине.
        Практически каждый из последующих альбомов представлял собой законченное произведение и отличался тематикой жизненно-бытового, либо философски-футуристического содержания, составом музыкантов и разнообразием инструментов. Андерсон представлял собой единоличного лидера и жесткого диктатора, и не каждый мог выносить его достаточно долго. В какой-то момент творческая политика группы зашла в такой тупик, что Андерсон рискнул распустить музыкантов и заняться сольным проектом. Кстати сказать, это ему не удалось, и вот почему: он столь привык, чтоб его понимали с полуслова, что работать проще всего ему было с музыкантами давно знакомыми. По этой причине, видимо, он и вводил в свое время в состав Jethro Tull музыкантов своих предыдущих групп, по этой же причине для нового проекта пригласил испытанного гитариста Мартина Бэрра, барабанщика последнего состава Tull Дэйва Пегга, а так же новых музыкантов Эдди Джобсона (клавишные/скрипка) и Марка Крэни (бас). Альбом вышел в 1980 году и назывался «A», однако, вместо фамилии Андерсона, на обложке стояло название Jethro Tull. Не так-то просто оказалось развязаться с прошлым, и группа продолжила свое существование еще на долгие годы.
        В какой-то момент Андерсону удалось-таки записать сольный альбом. Это произошло в 1983 году. На всех инструментах играл сам Андерсон, хотя ему и помогал клавишник Tull Питер Джон Веттес. Не без помощи практически всех музыкантов команды в октябре 1995 года выпущен второй сольник Яна Андерсона — «Divinities: Twelve Dances With God», — на сегодняшний день являющийся последним творением группы. Самый свежий альбом, выпущенный именно Jethro Tull — «Roots To Branches», — датирован августом 1995 года, так что можно предположить, что музыканты работали над обоими проектами одновременно. Вывод напрашивается сам собой — нет Андерсона без Jethro Tull, нет Jethro Tull без Андерсона. После выпуска этих двух шедевров (а иначе ни одно творение музыкантов назвать нельзя) Jethro Tull начали очередные гастроли, столь любимые публикой из-за фантастических сценических шоу, и осенью 1996 пользовались невероятным успехом в самых престижных залах Лондона.

Главная