Мария КОПЕЛЬЯН
"КЛАССИКА РОКА
ОТ Z ДО A"

S

СТЕПНОЙ ВОЛК:
РОЖДЕН БЫТЬ ДИКИМ

        В предыдущей статье мы с вами говорили о предтечах стиля панк, а сейчас я расскажу о группе, породившей хэви метал-рок и давшей ему имя. Но сначала немного о времени, предшествовавшем появлению тяжелого металла.
        На дворе стоял конец славных 60-х, молодые люди подметали клешами тротуары и носили действительно длинные волосы. Времена «британского вторжения» прошли. Лето Любви завершилось трагедией в Алтамонте, когда «Ангелы ада» убили человека на концерте. Психоделия начала выходить из моды, и музыканты готовились вступить в следующее десятилетие, ища новые направления в творчестве.
        Фестиваль в Вудстоке показал великое множество разнообразнейшей музыки, представленной совершенно разноплановыми исполнителями. Наибольшую популярность приобрели Джими Хендрикс и Cream, отметив таким образом всеобщее увлечение супергитаристами. Американские музыканты, в особенности представители так называемого «рока западного побережья» (то есть калифорнийцы), стали главными и наиболее интересными на мировой музыкальной сцене. Под влиянием Хендрикса и Cream они прибавляли громкость усилителей и упорно утяжеляли свое звучание. Критик Лилиан Роксон объясняла подобное поведение музыкантов западного побережья так: чтобы быть услышанными и на востоке, группам приходилось играть на предельной громкости. Вот так и родился хэви метал.
        Пионерами направления считаются Blue Cheer — мощное трио из Сан-Франциско, возглавляемое Дики Петерсоном, образовавшееся где-то в конце 1966 года. Петерсон, игравший на басу, был при этом неплохим вокалистом, но под влиянием все тех же Cream группа стала знаменита своими инструментальными выступлениями. Они играли очень громко — громче, чем Cream, чем Хендрикс, но поскольку их гитарист Лей Стефенсон не был ни Клэптоном, ни Хендриксом, они казались несколько скучноватыми.
        Это в Сан-Франциско. А вот в Лос-Анджелесе основными металлистами считались Iron Butterfly, но о них позже, когда подойдем к букве I.
        Тому, что делали эти группы, еще не было названия, и вот тут-то в нашем повествовании наконец появляются главные герои — Steppenwolf — с замечательным решением этой проблемы.
        Steppenwolf можно смело назвать прямыми предшественниками современного хэви метал. Джинсово-кожаный имидж группы установил связь между тяжелой музыкой и мотоциклами. После включения их хита «Born To Be Wild» («Рожден быть диким») в саундтрек культового байкеровского фильма «Easy Rider» («Беспечный ездок»), песня стала гимном, а Steppenwolf — любимой группой байкеров всего мира. К тому же строчка из их песни «heavy metal thunder» («тяжелый металлический грохот»), пришедшая из книги Уиллиама Барроуза «Nacked Lunch» («Голый завтрак»), стала термином, обозначившим их музыку.
        Свою музыкальную карьеру группа начинала в Торонто под названием Sparrow. В ее состав входили: Джон Кей (гитара, вокал), Джерри Эдмонтон (ударные), Голди Макджон (клавишные). Некоторые произведения того периода можно услышать на альбоме «Early Steppenwolf» и на концертном бутлеге «John Kay With Sparrows And Steppenwolf — Live In San Francisco 1967-1968».
        После того, как музыканты в поисках работы и контракта на запись пластинок перебрались в Нью-Йорк, а затем в Лос-Анджелес, к ним присоеднились Джон Расселл Морган на басу и гитарист Майкл Монарх.
        «Менять —так менять!» — решили музыканты, и вместе со сменой места жительства и состава поменяли название группы. Имя ей дал роман Германа Гессе «Степной волк». Эта книга, написанная в 1927 году, к концу 60-х приобрела неимоверную популярность среди молодежи Соединенных Штатов. И еще одна параллель: настоящее имя гитариста и вокалиста Джона Кея — Иоахим Крауледат, родился он 12 апреля 1944 года в Восточной Пруссии в городе Тильзит, (позже переименованный в г. Советск Калининградской области), и после войны вместе с матерью оказался в ГДР. Как он вспоминает: «В 1949 году с помощью нескольких пограничников, которых подкупила моя мать, мы перебрались через границу в Западную Германию». Многие детские впечатления позже были привнесены в тексты песен и, видимо, именно воспоминания о незаконном переходе границы породили такие строчки: «Пригни голову пониже, не смотри по сторонам, но постарайся запомнить того, кто тебя подстрелит».
        Весной 1958 года их семья переехала в Торонто, Канада. Здесь и нашли свое воплощение мечты Иоахима Крауледата о рок-музыке, как-то вдруг незаметно ставшего Джоном Кеем (благодаря школьным учителям, которые не могли произнести его имени и предпочитали упрощенные варианты). Рок-н-ролл постепенно отходил, уступая место другим направлениям.
        Итак, в 1968 году группа записала свой первый альбом, названный просто «Steppenwolf»». Их музыка — крепкое сильнодействующее варево из психоделии и хард-рока, замешанное на основе тягучего черного блюза. Помимо хита всех времен и народов «Born To Be Wild» (№ 2 в чартах США, № 3 в Великобритании), версию которого позже записывали Уилсон Пикетт, The Nashville Teens, Slade и Blue Oyster Cult, в альбом вошла замечательная аранжировка вещи Хойта Экстона «The Pusher», а также тяжелая обработка блюза Мадди Уотерза «Hoochie Coochie Man».
        Следующий альбом, «The Second», породил очень успешный сингл «Magic Carpet Ride» (№ 3 в США), тогда как сольная вещица Кея, «Rock Me, Baby», появилось в «Candy» — фильме с участием Ринго Старра и Шарля Азнавура (среди прочих звезд). Сам альбом так же занял № 3 в США.
        Однако после выхода альбома «At Your Birthday Party» (1969) раздоры внутри группы привели к замене Монарха и Моргана на, соответственно, Ларри Байрома и Ника Сент-Николаса. И хотя эти двое в скором времени оказались заменены Джорджем Бионди и Кентом Хенри, их можно услышать на альбоме «Monster» (1969), оказавшемся менее успешным, чем предыдущие. Что, правда, не помешало остро политической заглавной композиции стать песней, которую, по словам Кея, «ненавидят родители, зато просто обожают все подростки Америки» после того, как Steppenwolf исполнили ее на антивоенном фестивале. Ее текст красуется на обложке пластинки, еще раз доказывая острую социальность и бешеную популярность композиции. Кстати говоря, все тексты Steppenwolf можно условно разделить на две категории: политические песни и любовную лирику. Но в конце концов они стали столь глубоко политичны, что попытка их лидера-основателя Джона Кея баллотироваться в городской совет Лос-Анджелеса удивления не вызвала ни у кого. К тому же, несмотря на то, что их двойной концертный альбом «Live» (1970) занял самые высокие в истории группы позиции в чартах Великобритании (№ 16 + № 7 в США), последующие альбомы «Steppenwolf 7», «For Ladies Only» и сборник лучших вещей «Gold» были восприняты без привычного ажиотажа и продавались не такими гигантскими тиражами. Так что в 1972 году Джон Кей официально объявил о роспуске группы...
        Относительное безразличие публики к группе Эдмонтона и Макджона Manbeast и сольным работам Кея «Forgotten Songs And Unsung Heroes» и «My Sporting Life» способствовало возрождению Steppenwolf двумя годами позже в составе образца 1972 года, однако во время репетиций вещей для альбома «Slow Flux» Макджон ушел, чтобы заняться сольными проектами. Уэйн Кук играл на клавишных на альбомах «Hour Of The Wolf» и «Skullduggery», ни один из которых не обозначил светлого будущего группы. Последовал еще более продолжительный период молчания. После того, как Steppenwolf — где единственным из членов оригинального состава остался Кей — снова прокатился по миру в середине 80-х, вышел альбом «Rise And Shine», сопровождаемый мировым турне 1990 года. Кстати, рецензию на «Rise And Shine» можно было встретить даже в тогда еще советской прессе. А пластинка 1996 года «Feed The Fire» получила самые горячие отзывы музыкальной прессы всего мира.
        В данный момент группа находится вдлительном турне по Америке (февраль-ноябрь 1999 года). Периодически к ним подключаются другие не менее известные группы, в том числе — из интересующих нас — Nazareth и Iron Buttrfly.

Главная