Мария КОПЕЛЬЯН
"КЛАССИКА РОКА
ОТ Z ДО A"

K

THE KINKS — ТЕ ЕЩЕ ИЗВРАЩЕНЦЫ!

        Наконец-то свершилось! Настал, настал момент рассказать о той группе, без которой история рока была бы бледна и неинтересна. Вот они — самые дерзкие, самые резкие, самые буйные, самые шумные, самые энергичные, самые заводные, короче — самые-самые — The Kinks («Извращенцы»).
        Когда началась их история? Видимо, в те далекие годы, когда братья Рэй и Дэйв Дэвисы были совсем маленькими. Рэй (родился в 1944) и Дэйв (родился в 1947) — младшие из восьмерых детей — освоили инструменты очень рано, одновременно со старшими. В девять лет Рэй уже имел испанскую гитару, в семнадцать вращался в кругах Алексиса Корнера и по ночам играл с джазовой командой The Dave Hunt Band, пока не присоединился к группе Дэйва — The Ravens. Лидером команды был Роберт Уэйс, человек из высшего общества, обладавший солидными связями. Ему ничего не стоило добывать группе ангажементы в модных танцевальных залах и на престижных площадках. Это о достоинствах. Что же касается недостатков — Роберт столь плохо справлялся с обязанностями вокалиста, что в один прекрасный вечер полетевшее в него количество бутылок переполнило его чашу терпения. Уворачиваясь от очередной бутылки, он повернулся к Рэю Дэвису и прокричал: «Иди к микрофону — будешь вокалистом!», а сам стал соменеджером, разделив обязанности с маклером Гренвиллем Коллинзом и ветераном шоу-бизнеса Ларри Пэйджем. Примерно в то же время решено было поменять название, и пока шли поиски нужного слова Рэй Дэвис как-то заявился в студию в ярко-оранжевом галстуке, на что кто-то заметил: «Выглядишь, как извращенец.» Слово нашлось. Группа получила имя The Kinks, статус извращенцев, и начала активную деятельность.
        Два первых сингла успеха не имели, а потом случилось нечто, кардинально изменившее не только дальнейшую судьбу коллектива, но и общий ход развития популярной музыки. Следует заметить, что в те дни Дэйв Дэвис являлся далеко не блестящим гитаристом и недостатки исполнительской техники пытался компенсировать экспериментами со звуком. В 1966 году в интервью газете «Melody Maker» он признался, что в какой-то момент его полностью перестал устраивать старый дешевый усилитель. Тогда он его разобрал и динамики переставил на новый усилитель «Vox». И что бы вы думали — получился самый настоящий фуз-бокс! Следующая композиция Рэя, «You Really Got Me», была записана с помощью этого хитроумного приспособления, и — о чудо! — сингл взлетел на № 1 в Британии и № 7 в США. Звук гитары, представленный на этом сингле, стал предвестником хэви-метал-рока и панка, послужив образцом звучания для многих гаражных команд. Вокруг этой песни, кстати, до сих пор не утихают разговоры, и вот по какому поводу. В свое время существовала версия, что партию гитары на записи исполнил Джимми Пэйдж, впоследствии ставший знаменитым гитаристом Led Zeppelin.
        Будучи в то время сессионным музыкантом, Пэйдж околачивался по студиям, подыгрывая разным командам, то там, то сям проявляя элементы своего самобытного стиля. Уж больно оригинально для того времени звучала гитара, а поскольку такой авангард не был присущ манере игры Дэйва Дэвиса (это скорее было свойственно Пэйджу), тут-то народ и засомневался, дескать, кто это у нас такой крутой, товарищи? В одном из интервью журналу «Zigzag» Рэй Дэвис так объясняет возникшую путаницу: якобы существовало три дубля вышеназванной композиции — первый и третий дубли писал его брат Дэйв, а второй дубль записан с Джимми Пэйджем. На сингле же выпущен третий, дэйвовский.
        Несмотря на это интервью, вопрос до сих пор открыт, так что послушайте запись «You Really Got Me» и покумекайте сами. А свои версии присылайте по адресу: Англия, Лондон, Рэю Дэвису до востребования (хотя я очень сомневаюсь в том, что ваши письма будут когда-нибудь востребованы). Но это все шуточки. А если серьезно, то за первой столь грандиозной удачей последовала вторая, за ней — третья и так далее.
        В своем творчестве Kinks наступили на одну из самых больных мозолей Англии середины 60-х: проблему существования маленького человека — представителя среднего класса. Целая серия песен группы периода 1965 — 1967 годов, таких, как «A Well Respected Man», «Dedicated Follower Of Fashion», «Dead End Street», «Sunny Afternoon» затрагивала именно эту тематику, благодаря чему Kinks получили признание как чисто английская команда. В Америке записи группы так же имели достаточную популярность, но гастролировать по США музыканты возможности не имели очень продолжительное время. Дело в том, что выступления Kinks были признаны Американской федерацией музыкантов «непрофессиональными» после того, как во время турне по Великобритании на одном из концертов барабанщик Мик Эйвори ударил Дэйва Дэвиса микрофонной стойкой по голове (Дэйву наложили десять швов, а турне приостановили). Через несколько дней на страницах лондонских газет Эйвори назвал схватку частью сценического шоу, чем-то вроде новой пантомимы «You Really Got Me» (в данном случае — «Ты меня достал!»). Царапины на собственном лице он объяснил как «подарок от одной фанатки из Таунтона». Несколькими годами позже Рэй Дэвис признался, что та ситуация была сущим пустяком — бывали драки и покруче: «Просто в тот вечер Дэйва что-то раздражало, он подошел и долбанул ногой по барабанам. А Мик, естественно, берег свои барабаны как зеницу ока, вот и долбанул Дэйва в отместку».
        Окончательный и бесповоротный прорыв Kinks в США произошел в 1969 году с выходом концептуального альбома, зачастую именуемого рок-оперой, «Arthur (Or The Decline And Fall Of The British Empire)». Самое смешное, что, какие бы ассоциации ни вызывало название, никакого отношения к легендам о короле Артуре и рыцарях Круглого стола альбом не имеет. Он является музыкой к написанному Рэем Дэвисом совместно с Джулианом Митчеллом сценарию телефильма, который так и не был снят. Картина должна была рассказывать о жизни маленького человека по имени Артур Морган и его многочисленной семьи.
        Альбом стал поворотным в творчестве коллектива. Его отличали богатые аранжировки с использованием множества инструментов и очень глубокомысленные, подчас философские, тексты. После выхода этого альбома Рэй Дэвис был признан гениальным поэтом и композитором. Однако его личность больше не укладывалась в рамки «одного из квартета», музыканта больше привлекали театрализованные представления, где он исполнял роль лидера, а Дэйв Дэвис, Мик Эйвори, Питер Куэйф (позже — заменивший его Джон Далтон) и присоединившийся к команде в 1973 году клавишник Джон Гослинг — сопровождающего состава. Он написал музыку к нескольким телевизионным спектаклям, а также его можно увидеть в фильме «Absolute Beginners» («Новички»), где, с присущим артистизмом, Рэй исполняет замечательную песенку «Quiet Life».
        Подарив миру огромное количество прекрасных песен (пусть кто-нибудь скажет, что не слышал «Sunny Afternoon»!), став одними из родоначальников панк-рока, хэви метал и глэма, Kinks продолжают в том же духе до сих пор. Начиная с 1964 года, дискография Kinks насчитывает более сорока альбомов. Последним на данный момент является концертник 1995 года «To The Bone».

Главная