Мария КОПЕЛЬЯН
"КЛАССИКА РОКА
ОТ Z ДО A"

P

ИГГИ ПОП:
«ДИКАРЬ», ОПЕРЕДИВШИЙ СВОЕ ВРЕМЯ

        Его называли «Иконой помоечной культуры», «Дедушкой рок-живодерства», «Рок-камикадзе», «Старейшим малолетним преступником в рок-коммуне», «Кумиром наркотической культуры отбросов»...
        Речь идет о музыканте и киноактере, рок-журналисте, самозабвенном возделывателе сада-огорода, а также наркомане, пьянице и дебошире, хулигане и матерщиннике — Игге Попе, легендарном лидере группы Stooges, явившейся предвестницей панк-рока.
        Во время концертов он то и дело бросался в толпу, ходил по вытянутым рукам фэнов, наносил себе раны осколком стекла, блевал на головы своих почитателей... В его действиях было такое страстное безрассудство, что создавалось впечатление, будто он жаждет жертвы, и сам себе себя в жертву приносит.
        О выступлениях Игги Попа Джеффри Стоукс в книге «Rock of Ages» написал: «Ныне легендарные выходки Игги не кажутся действиями умалишенного. Когда он резал себя, из ран текла настоящая кровь, словно какой-то внутренний демон толкал его умереть за свое искусство».
        Такой отчаянный садомазохизм не мог быть понят в конце 60-х, когда миром правили любовь и добродетель эпохи хиппизма. Середина 70-х ознаменовала повальную моду на подобные развлечения среди панк-групп и их ближайшего окружения. Такие устоявшиеся в общественном понимании панк-команды, как Sex Pistols, боготворили Игги Попа, считая своим кумиром, насколько им это позволял делать их панковский пофигизм.
        Игги родился 21 апреля 1947 года в штате Мичиган, США. Его настоящее имя Джеймс Остерберг. Фамилия досталась ему от приемных родителей отца, по происхождению ирландца. Псевдонимом Джеймс обзавелся где-то в 1964 — 1965 годах, когда уже успел поиграть в нескольких рок-н-ролльных и блюзовых командах (Iguanas, The Prime Movers) на ударных, пианино и гитаре. В 1967 году музыкант был вполне готов к созданию собственного ансамбля, в состав которого и вошли его школьные приятели Рон и Скотт Эйштоны. Группа получила название The Psychedelic Stooges.
        К 1969 году команда выглядела так: Игги Поп — вокал, Рон Эйштон — гитара, Скотт Эйштон — ударные, Дэйв Александр — бас. Отбросив этикетку «психоделическая», группа начала привлекать внимание своими живыми выступлениями. У Игги обнаружился талант настоящего шоумена. Народ валом валил поглазеть на такую диковинку, и за кривляниями Игги даже не замечал сырое, грязное звучание трехаккордного рок-н-ролла, что производила группа. Среди музыкантов этот звук именуется, извините за выражение, «срач».
        Как это ни странно, группе удалось подписать контракт с фирмой «Electra» и выпустить в 1969 году альбом, продюсированный Джоном Кейлом из Velvet Underground. В диск вошли гимны разочарования американской молодежи — «1969» и «No Fun», позже исполняемые многими панковскими командами.
«1969»

There's 1969 O.K.
War across the U.S.A.
There's nothing here for me and you
Nothing you will knock me do

Now last your hour 21
We didn't have a lot of fun
And now I'm goin' to 22
I say all mine and ho-ho
«1969.»

69-й — ничего,
Война в Америке давно.
Здесь нет того, что нужно мне,
Я не участвую в войне.

Вот на часах 21 —
Веселью тон мы зададим.
Мне скоро будет 22 —
Что ж — все мои, ведь жизнь — моя.

        После выхода следующего альбома, «Fun House» (1970), группа прошла через ряд перемен в составе. К ним присоединились саксофонист Стивен Маккей, басист Джим Рекка, гитарист Джеймс Уиллиамсон. Альбом продавался также плохо, как и предыдущий. Фирма расторгла контракт. Игги, под воздействием алкоголя и наркотиков, медленно, но верно сходил с ума. Их музыка была не понята современниками, название для нее нашлось лишь в 1975 году.
        Бывший долгое время почитателем The Stooges Дэвид Боуи и менеджер группы Тони Де Фрайс подбадривали Игги, убеждая его не бросать дела. В 1972 году они привезли Игги и его гитариста Джеймса Уиллиамсона в Лондон для записи альбома «Raw Power».
        Результаты продажи альбома снова разочаровали. Вернувшись в Штаты, группа отделалась от Де Фрайса, взяла пианиста Скотта Тарстона и установила жесточайший гастрольный график. Группу, конечно, опять раздирали проблемы с алкоголем и наркотиками, причем Поп, фигура противоборствующая и саморазрушительная, становился все более неуправляемым и со временем совершенно потерял над собой контроль. Его выступления принимали маниакальный характер, что отражено на последнем альбоме «Metallic K.O.» (1974 год).
        Как и следовало ожидать, после распада группы Поп оказался в психиатрической клинике. К счастью, старые друзья его не бросили, и даже наоборот — регулярно навещали. А вокруг как-то резко все вдруг поняли, что на самом деле он — непризнанный в свое время гений и прародитель панк-рока, столь мощно набирающего обороты.
        И вот уже в роли гения в 1975 году Игги заново объеднился с Уиллиамсоном для записи альбома «Kill City», созданного по большей части за те выходные, когда его выпускали из больницы.
        Все это время с ним поддерживал самые теплые отношения Дэвид Боуи, который сыграл огромную роль в карьере и судьбе Игги. Практически все самые сильные хиты обоих музыкантов написаны ими совместно. Наилучший пример — хит Игги 1977 года «Lust For Life» («Жажда жизни»), который Дэвид Боуи исполнял в июне 1996 года во время своего визита в Москву. В том же, 1977 году, их совместными усилиями был выпущен прекрасный альбом «The Idiot» («Идиот», как вы догадались), очень сильный и очень мрачный, и, кстати сказать, включавший в себя композициию «China Girl», ставшую в 1983 году хитом мирового уровня в исполнении опять же Боуи.
        Тот период до сих пор считается высшим пиком творчества Игги Попа: «The Idiot», последовавший за ним наиболее коммерчески успешный «Lust For Life», концертный «TV Eye», сделанный во время турне 1978 года, когда Боуи сопровождал Игги в качестве клавишника. Затем воссоединение с Джеймсом Уиллиамсоном, и запись отличных альбомов «New Values» (1979), «Soldier» (1980), «Party» (1981), «Zombie Birdhouse» (1982).
        В работе над дисками зачастую принимали участие настоящие профессионалы панк-рока: бывшие члены группы Sex Pistols Стив Джонс и Гленн Мэтлок, Айвен Крала из команды Патти Смит. Старый друг Дэвид Боуи никогда не отказывал ни в какой помощи, будь то просто идея для песни или продюсирование пластинки. Так, в 1986 году общими усилиями Попа, Боуи и Стива Джонса был создан замечательный альбом «Blah Blah Blah», вместе с Джонсом в 1988 году — хард-роковый альбом «Instinct». Следующий диск (1990) — «Brick By Brick» — отличался большим разнообразием направлений и стилей, и впервые привлек к фигуре Игги Попа внимание поколения, выросшего на продукции MTV.
        Год спустя Игги ошарашал всю музыкальную общественность новой работой «American Caesar» («Американский Цезарь»). Это своеобразное послание матушке Америке от ее непутевого сына. От заявлений Игги времен Stooges, типа: «Меня от вас тошнит, а сам я — последнее дерьмо!» не осталось и следа. «Я — ваш Цезарь! Недовольных — в клетку со львами!» — вещает он властным, могучим голосом. Он больше не употребляет наркотиков, живет с женой, обожает копаться в огороде и играть в гольф. Он нежно любит свое домашнее зверье — кота и собаку. Постоянно музыкант живет в Нью-Йорке, в большом небоскребе. Он — рок-звезда и завсегдатай звездных тусовок. Но, право, не стоит думать, что его приручили. В свои почти пятьдесят он егозит по сцене резвее прежнего. Подтверждая кличку «Дикарь», все еще может позволить себе спустить штаны или запустить в зал банкой из-под пива... Его новый альбом «Naughty Little Doggie» возродил в Игги желание вновь собрать The Stooges и устроить такой панк-тара-рам, какой еще никому и в кошмарном сне не снился.

Главная