Мария КОПЕЛЬЯН
"КЛАССИКА РОКА
ОТ Z ДО A"

Z

ДЛИННОБОРОДЫЕ ZZ TOP — ГЕРОИ ТЕХАСА

        14 и 16 июля 1996 года в Москве в Зеленом Театре Парка Культуры и Отдыха проходил фестиваль «Pall Mall Music». Второй день фестиваля стал грандиознейшим событием для всех российских поклонников тяжелого рока — к нам приехали ZZ Top!
        То лето вообще было щедрым на рок-н-ролльные события — за июнь-июль у нас успели побывать Дэвид Боуи и Deep Purple. Но все-таки именно концерт бородатых техасских рокеров стал наиболее запомнившимся событием.
        Билли Гиббоне играл в различных техасских командах, таких, как The Saints, The Coachmen And Ten Blue Flames. Затем создал психоделическую группу Moving Sidewalks («Движущиеся тротуары»), одна песня которой — «99th Floor» — имела некоторый успех в 1967 году. В 1968 году Moving Sidewalks присоединилась к турне Джими Хендрикса с группой Monkees, после чего Гиббоне очень подружился с Хендриксом. Следует заметить, что Гиббоне вообще человек очень общительный и разносторонний. Он увлекается изобразительным искусством, азартными играми, дружит с Брайеном Ино и много путешествует. А еще он любит распространять всевозможные слухи, например, что в свое время был очень дружен с Робертом Джонсоном. И ведь некоторые верят, хотя известно, что Гиббоне родился в 1949 году, то есть спустя одиннадцать лет после гибели Джонсона.
        Дасти Хилл вместе с Фрэнком Бирдом играли в группе American Blues, выпустившей два альбома — «American Blues Is Here» (1967) и «American Blues Do Their Thing» (1969).
        Первый совместный джэм музыкантов состоялся еще в 1968 году. Так что, когда Moving Sidewalks развалились и продюссер Билл Хэм посоветовал Гиббонсу собрать хард-роковую команду, тот, не раздумывая, пригласил Дасти и Фрэнка. В 1970 году — уже как ZZ Тор — они выпустили сингл «Salt Lick» на фирме менеджера-продюсера Билла Хэма. Это стало началом истории легендарного техасского хард-рокового трио.
        Взяв за основу стиля близкий им кантри-блюз и добавив жесткое хард-роковое звучание, музыканты выпустили первый альбом, который так и назвали — «The First Album» (1970). Весь музыкальный материал «вытекал» из наследия Джими Хендрикса и группы Cream, вполне соответствуя британскому «прогрессиву». Хотя «The First Album» вызвал интерес только у земляков-техасцев, уже второй диск обеспечил группе любовь молодежи всех Соединенных Штатов. Альбом «Rio Grande Mud» (1972) стал «золотым», — его тяжелый драйвовый блюз был гораздо ближе к национальным корням. Альбом «Tres Hombres» (1973) вошел в американский Топ-10 и стал «платиновым».
        Тяжелые кантри-блюзы пришлись по вкусу молодым американцам, популярность группы росла с бешеной скоростью.
        Альбом «Fandango» (1975) — наполовину концертный, наполовину — студийный — попал в хит-парады Великобритании, войдя и в Топ-10 США. Группа, добиваясь популярности, постоянно гастролировала. В 1976 году музыканты предприняли годичное мировое турне, где показали народу, что такое группа из Техаса. Мужики с длинными бородами, одетые в рабочую спецодежду, удивляли зрителей как могли. Иногда они даже приглашали на сцену животных. В результате популярность ZZ Тор переросла Led Zeppelin и Элвиса Пресли. Первые даже побоялись выступать в Техасе, опасаясь, что будут жалко смотреться на фоне крутой местной группы.
        Альбом «Tejas» (1976) вошел в американский Топ-20, после чего на «звукозаписывающем фронте» о группе ничего не было слышно целых три года. Видимо, гастролировали, чтобы закрепить успех, и эта их страсть к концертам привела к тому, что засесть в студии для записи очередной пластинки им удавалось не чаще, чем раз в два года. Это не могло не сказаться на отношении к ZZ Тор со стороны музыкальной прессы, отказавшейся рекламировать альбомы «Deguello» (1979) и «El Loco» (1981). Впрочем, это не помешало им попасть, соответственно, в американские Топ-30 и Топ-20.
        В 1983 году выходит альбом «Eliminator», не только ставший коммерческим прорывом и вернувший ZZ Тор международную славу, но и по праву лучший в их дискографии, представляющий смесь металла и электронной музыки. Его выход был хорошо подготовлен при помощи видеоклипов, представляющих «святое триединство американской мечты» — ДОРОГУ, МАШИНУ и ЖЕНЩИНУ.
        Альбом «Afterburner» (1985) во всем повторял ранее разработанную схему, правда, он отличался некоторой попсоватостью и больше смахивал на танцевальную музыку, что отдельные фэны тут же расценили как предательство. И снова тишина почти на пять лет. Альбом «Recycler» (1990), записанный без использования синтезатора, отметил долгожданное возвращение группы к собственным корням.
        Так что же такое ZZ Тор? Как объясняют сами музыканты, это «наша персональная тайна». Вот так. Ни больше ни меньше. А что о них говорят другие? ZZ Тор были любимой белой группой покойного Стиви Рэя Воэна (наравне с Rolling Stones). Именно они когда-то помогали ему пробиться, будучи хорошими друзьями его старшего брата Джимми. А еще ZZ Тор — единственная техасская группа, глубоко уважаемая легендарным блюзменом Джоном Ли Хукером. Вместе с ним они играли в Техасе в начале 70-х. На его альбоме 1971 года «Endless Boogie» есть одна песня о сумасшедшей жизни рокеров, несколько слов которой повествуют об «отвязных бородатых техасских парнях».
        Кстати, о бородах. Двое ребят из группы — Билли и Дасти — считаются самыми длиннобородыми среди музыкантов — рекорд, достойный Книги рекордов Гиннесса. В 1968 году, когда мужики из ZZ Top только начинали отращивать свои бороды, они и сами не думали, что будут носить их так долго. Любопытно, что в 1972 году ребята собрались посетить с гастролями Кубу, но — и сам бородатый — Фидель Кастро, чуть ли не лично, их туда не пустил. Обидевшись на лидера кубинской революции, ZZ Тор объявили, что не сбреют бороды до тех пор, пока Кастро не покинет Кубу. И сколько им еще, бедным, не бриться?
        Бороду не носит только Фрэнк Бирд. Зато он увлекается автогонками, любит участвовать в самой популярной в США 24-часовой гонке на выносливость в Дайтоне на треке длиной в 35 миль при скорости 160 миль в час. Он входит в команду «ZZ Pro-Technic».
        Что еще можно рассказать любопытного о ZZ Тор? Чего только не было. В начале 80-х вместе с Джонни Винтером они устроили бесплатное турне специально для хиппи; принимали участие в съемках третьей части фильма «Назад в будущее»; Билли Гиббонс озвучивал страшного людоеда из компьютерной игры «Годзилла», где звучала вещь «Cherry Red» с их недавнего альбома «Antenna» (1994); они разнимали вечно дерущихся братьев Дэвисов из группы Kinks, хотя всем известно, что, когда дерутся Дэвисы, больше всех достается именно тем, кто их разнимает.
        Для тех, кто заинтересовался, могу сообщить, что не так давно в издательстве «Нуреrion» вышла биография ZZ Тор, написанная Дэвидом Блэйни, который пятнадцать лет тусовался с ребятами и наконец выпустил книгу, напоминающую сборник анекдотов из жизни группы.
        Последний на данный момент альбом группы называется «Rhythmeen» и представляет собой сочетание тяжести в лучших традициях группы с непривычно большой (если такое возможно) долей блюза. Все это пронизано по сей день живой и свежей энергией рок-н-ролла и буги. Впечатление альбом производит замечательное, да и может ли быть иначе?

Главная