Мария КОПЕЛЬЯН
"КЛАССИКА РОКА
ОТ Z ДО A"

Y

ГРУППА, ОБЪЕДИНИВШАЯ ТРЕХ ГИТАРНЫХ ГЕНИЕВ.

        Как группа, исполняющая интеллектуальный ритм-н-блюз, Yardbirds были первыми, не побоявшимися включить в свои произведения длительные импровизации...
        Они первыми привнесли в рок элементы григорианского песнопения, индийской музыки и прочие интересные вещи...
        Жестко исполняя свои версии классических блюзов, они стали предвестниками тяжелого рока...
        Они подарили миру Джимми Пэйджа, Джеффа Бэка, Эрика Клэптона, группы Renaissance, Armageddon, Box Of Frogs... На их развалинах возникли Led Zeppelin. Они... Они... Они... . Так кто же они, черт возьми? Перед нами целый клубок информации, фактов, домыслов...
        За какую ниточку потянуть? Потянем за эту...
        В далеком 1962 году в клубах западного Лондона играла группа Metropolitan Blues Quartet, из которой позже и получились Yardbirds, первый состав которых выглядел так: Кит Рельф (вокал, гармоника), Тони «Топ» Топхэм (соло-гитара), Крис Дрея (ритм-гитара), Пол Самуэлл-Смит (бас-гитара), Джим Маккарти (ударные). Но что же такое, в самом деле, Yardbirds? Вообще — «Дворовые птицы». В английском сленге — «Новобранцы», в американском — «Заключенные» (представьте себе: тюремный двор...).
        Это уже горячее. В сущности, любой двор — тюрьма, ограничивающее свободу пространство, из которого могут вырваться только птицы. Право, хорошее название — Yardbirds! Философское и эмоциональное, как, собственно, и музыка этих парней. Что ж, продолжим. В 1964 году Топхэм уходит из группы, и его заменяет Эрик Клэптон.
        Досье Эрика Клэптона.
        Одни из самых популярных рок-гитаристов, певец и композитор Эрик Клэптон родился 30 марта 1945 года в графстве Суррей (Англия). В ранвей юности увлекся музыкой Мадди Уотерса в Чака Берри и начал учиться играть на гитаре. В 1963 году он бросил художественный колледж, чтобы присоединиться к группе The Roosters, игравшей хиты Манфреда Мавна и Rolling Stones, но их второсортный ритм-и-блюз популярностью не пользовался, и тогда Клэптон свернул на еще более темную аллею, присоединившись к Кейсн Джонсу и The Engineers. К тому времени Клэптон уже зарекомендовал себя гитаристом довольно высокого класса, и его пригласили в Yardbirds заменить Тони Топхэма.
        В 1964 году состоялось первое большое турне группы по Европе с легендарным блюзменом Сонни Бой Уильямсоном, а чуть позже вышел концертный альбом «Five Live Yardbirds», очень хорошо отражающий атмосферу того времени.
        Клэптон успешно вписался в группу, став звездой их шоу и заработав ироническое прозвище «Медленные руки». Он играл на первых двух синглах Yardbirds «I Wish You Would» и «Good Morning Little Schoolgirl». В марте 1965 года, после выхода суперуспешного хита «For Your Love» (№ 6 в США и № 3 в Великобритании), Клэптону показалось, будто Yardbirds становятся слишком коммерческими, и он покинул группу, чтобы присоединиться к Bluesbreakers Джона Майалла.
        А между тем Yardbirds, недолго думая, стали активно зазывать в группу Джимми Пэйджа, но он упорно сопротивлялся и порекомендовал вместо себя Джеффа Бэка.
        Досье Джеффа Бэка.
        Джефф Бэк родятся 24 июня 1944 года в Веллингтоне (Суррей, Англия). Мальчик из церковного хора, Бэк начал интересоваться музыкой очень рано и уже к одиннадцати годам был неплохим пианистом и гитаристом. Заинтересовавшись рок-н-роллом, особенно полюбив Bine Caps Джина Винсента, он начал усиленно экспериментировать с гитарой, чем и занимался до тех пор, пока не встретил Джимми Пэйджа, оказавшего большое влияние на его дальнейшую судьбу. Первыми группами, в которых он играл в начале 60-х, стали The Deltones и The Tridents, имевшие сравнительный успех в очень узких кругах. Собственно говоря, народ узнал его только после того, как он заменил Эрика Клэптона в Yardbirds в начале 1965 года.
        Поначалу Бэк старался во всем следовать технике Клэптона, но позже начал вставлять свои штучки, используя прием обратной связи и дисторшен. Бэк добавил звучанию группы красоты и яркости, сделав вещи «Heart Full Of Soul», «Evil Hearted You» и «Shapes Of Things» хитами (соответственно № 9 в США, № 2 в Англии; № 3 в Англии и № 11 США, № 3 в Англии), а также появившись с группой в известном фильме Антониони «Blow Up» («Фотоувеличение»). Но такой «золотой» состав просуществовал недолго, так как группу покинул басист Пол Самуэлл-Смит, смущенный тем, что вокалист Кит Рельф ежедневно напивался в стельку перед концертами. И тут настало время Пэйджу появиться в поле нашего зрения.
        Досье Джимми Пэйджа.
        Джеймс Патрик Пэйдж родился 9 января 1944 года в Хестоне (Миддлсекс, Англия). Когда ему исполнилось десять лет, семья переехала в Ипстон (Суррей), и уже там он начал играть на гитаре. Одна из его первых подружек была сестрой Джеффа Бэка, и как только эти два юных гитариста встретились и подружились, они стали как кровные братья, часами играя вместе на гитарах, собирая информацию о своих любимых музыкантах и добывая малоизвестные пластинки с целью научиться «снимать» гитарные соло.
        В начале 60-х Пэйдж и Бэк вошли в составы разных команд. Джимми стал соло-гитаристом группы Neil Christian And The Crusaders и начал утверждаться в роли нового британского гитарного аса, тогда как Джефф играл в группе Tridents, бывшей у Crusaders разогревающей.
        К началу 1966 года Пэйдж уже был ведущим сессионным гитаристом страны, принимавшвм участие в записн целой волны хитов, от «Can't Explain» The Who и «Baby Please Don't Go» Them до «It’s Not Unusual» Тома Джонса и «With A Little Help From My Friends» Джо Коккера. Он уже отклонил одно предложение от Yardbirds присоединиться к ним после ухода Клэптона, но весной 1966 года, разочарованный своей судьбой, он стремился избавиться от круговорота жизни сессионного музыканта и был счастлив принять предложение Джеффа Бэка поиграть на басу, хотя раньше никогда этого не делал.
        Итак, Пэйдж стал играть на басу в Yardbirds. Однако это продолжалось недолго, ибо Бэк, ставший к тому времени довольно необязательным, однажды не пришел на концерт, и бас-гитару взял Дрея, так с тех пор с ней и не расстававшийся. А Пэйдж остался соло-гитаристом наравне с Бэком. Группа с двумя лидер-гитаристами прославилась своими живыми шоу. В хорошие вечера их можно было признать лучшей концертной группой мира, но слишком часто здоровое соревнование между двумя гитаристами перерастало в открытый конфликт. Джеффа заела ревность, так как Пэйдж каждый вечер играл просто блестяще, а Бэк становился все более непредсказуемым, всячески безобразничал и срывал концерты. Это привело к тому, что с Бэком предпочли расстаться.
        К тому времени менеджером группы стал Питер Грант. Щепетильно честный со своими музыкантами и искренне озабоченный их материальным положением, он устроил им очень прибыльное турне по Австралии. Деловые качества Гранта вскоре привели к тому, что он заслужил любовь и доверие Пэйджа, и их деловое сотрудничество длилось пятнадцать лет и полностью перевернуло популярную музыку.
        Еще одно крайне прибыльное мировое турне Yardbirds назвали прощальным. В 1968 году Рельф и Маккарти ушли, чтобы создать дуэт Together, затем фолковую Renaissance, а позже — Armageddon; Дрея переквалифицировался в фотографа, а Пэйджу с Грантом осталось название и контрактные обязательства.
        Пэйдж объединился с Джоном Полом Джонсом, сессионным басистом, вместе с которым он работал с Лулу, Донованом и множеством других. Они начали поиск музыкантов, чтобы воссоздать Yardbirds, и им посоветовали Роберта Планта, вокалиста из Band Of Joy. Плант притащил в группу барабанщика Band Of Joy Джона Бонэма, и квартет отправился в турне по Скандинавии под названием New Yardbirds. Казалось бы, на этом расследование можно завершить, ведь первый альбом этих New Yardbirds вышел уже под названием Led Zeppelin, но нет, это еще не все.
        Группа под названием Yardbirds играла в 1983 году в лондонском клубе «Marquee» во время празднования своего юбилея. Правда, состав был далек от оригинального, от него остались лишь Крис Дрея, Пол Самуэлл-Смит и Джим Маккарти. Кита Рельфа, трагически погибшего в 1978 году от удара электрическим током, заменил Джон Фиддлер из Medicine Head, одного из последних проектов Рельфа. В группу также вошел Джон Найтсбридж из группы Маккарти Ruthless Blues. Этот состав записал один альбом, спрятавшись под названием Box Of Frogs.
        Box Of Frogs распались после второго альбома, и пути музыкантов опять разбежались в разные стороны. На этом дело об истории группы Yardbirds, думаю, можно считать закрытым.

Главная