Мария КОПЕЛЬЯН
"КЛАССИКА РОКА
ОТ Z ДО A"

Q

QUICKSILVER MESSENGER SERVICE

        Как вы все наверняка знаете, в начале и середине шестидесятых английская музыкальная сцена была представлена в основном ритм-н-блюзовыми и бит-группами (Beatles, Rolling Stones, Who, Yardbirds, Troggs плюс великое множество менее известных коллективов и исполнителей). В Америке же царил фолк. Миллионы молодых людей поклонялись Бобу Дилану, Джоан Баэз и т.д. Мягкие лирические песни под аккомпанемент акустических инструментов цепляли за душу и навевали легкую меланхолию.
        Лишь во второй половине шестидесятых стали появляться в Соединенных Штатах рок-музыканты, преимущественно в Калифорнии. Это и был так называемый West Coast Rock — Рок Западного побережья — со столицей в славном городе Сан-Франциско. Море, пальмы... Что еще нужно для веселой жизни и заводной музыки?
        Двумя крутейшими группами Сан-Франциско считались Quicksilver Messenger Service и Greateful Dead, зачастую значившиеся в одной концертной афише. Они имели единое общее начало — фолковые корни. При этом команды постоянно соперничали, оспаривая, порой весьма оригинальными способами, друг у друга право называться и быть лидерами.
        В начале своей карьеры Quicksilver Messenger Service представляли довольно оригинальное зрелище. Группа Сharlatans ввела тогда в моду различные игры: Quicksilver, например, с удовольствием играли в ковбоев. Менеджер Рон Полт нашел восьмидесятивосьмиакровое ранчо к северу от города, где никто не мешал им репетировать и, что примечательно, они также никому не мешали. В книге «The Rolling Stone Illustrated History Of Rock'n'Roll», выпущенной в 1976 году, Чарльз Перри описывает Quicksilver как «группу ковбоев из салуна», а их извечных оппонентов Greateful Dead как «психоделических индейцев, исповедующих возрождение племенного строя». Эти две команды с достоинством исполняли выбранные роли, всеми силами пропагандируя свой прикол. В одну прекрасную ночь на ранчо, где жили Quicksilver, как вспоминал Чипполина в интервью журналу «Zigzag», он и его друзья курили марихуану в спальне, когда «дэдовский» клан, в боевой раскраске и перьях ворвался в дом.
        «Они окружили нас раньше, чем мы поняли, что произошло. Они размахивали томагавками и втыкали в стены горящие стрелы».
        Спрятавшись в кустах, ковбои продумывали план реванша.
        «Двумя неделями позже Dead должны были играть в Филморе с Jefferson Airplane... Мы решили вырядиться во все свои ковбойские причиндалы, закрыть лица платками, взять револьверы и захватить сцену силой. Мы также отрепетировали 15-минутную версию «Kawliga Was A Wooden Indian», которую собирались исполнить на их инструментах, рассчитывая этим сильно оскорбить Dead».
        К сожалению, случилось так, что когда мстительные ковбои появились в Филморе, они нарвались на толпу полицейских, оказавших вооруженным Silver «достойный прием».
        «Мы пытались объяснить в чем дело, но они не могли поверить, что мы не просто хиппи-революционеры».
        Гитарист Greateful Dead Джерри Гарсия считался одним из лучших укротителей этого инструмента, но с ним вполне мог соперничать Джон Чипполина из Quicksilver. И хотя он периодически появлялся на фолк-сцене, в отличие от Гарсии Чипполина всегда был рок-н-роллером, всегда играл на электрических инструментах. Вспоминая школьные годы, он говорил: «В то время, как большинство парней катались на «49-х Фордах» и «50-х Мерсах», я возился со своими переделанными телекастерами, и социум не мог этого принять. В смысле — я был в стороне от местной фолк-сцены, меня к ней просто не подпускали. Все играли на акустических инструментах. Взять в руки электрогитару означало послать всех... Это был неписаный закон: до восемнадцати можно играть рок-н-ролл, после восемнадцати положен фолк».
        Джон Чипполина родился 24 августа 1943 года в Беркли, Калифорния. К концу 1964 года, окончив школу, он поселился в плавучем домике, где его гитара не мешала соседям, и вскоре познакомился с Джимом Мюрреем, игравшим на губной гармошке. Так как свободу музицирования друзьям никто не ограничивал, развлекались они громко. Их услышали и пригласили присоединиться к группе, которую собирал Дино Валенти, околачивавшийся на Макдугл Стрит — нью-йоркском фолк-бастионе. Валенти не был, однако, рафинированным фолкером, а наоборот — крутым уличным парнем, всегда носившим нож в сапоге. У него имелись несколько серьезных преимуществ перед всеми прочими: энергия, страсть, собственный материал (он является автором композиции «Hey Joe», ставшей всемирным хитом в исполнении Джими Хендрикса), собственный менеджер (Том Донахью) и мечты о прекрасном будущем. К сожалению, Дино имел и пару недостатков. В результате еще до того, как группа успела отыграть первый концерт в клубе Донахью, Валенти осудили за хранение марихуаны. Чипполина и Мюррей остались одни, однако умудрились заманить к себе известного фолкового басиста Дэвида Фрейберга, а также двоих ребят из местной гаражной группы The Brogues — ритм-гитариста Гэри Данкана и барабанщика Грэга Элмора. Так родилась первая рок-н-ролльная группа во Фриско. А к началу 1966 года Quicksilver считались самой крутой группой по всей округе. У них имелась вполне соответствующая времени ритм-секция и основанное на блюзе звучание с длительными гитарными импровизациями, компенсировавшими отсутствие вокалиста.
        После исполнения двух песен в культовом хипповском фильме «Revolution», Quicksilver Messenger Servicе подписали контракт с записывающей фирмой и в 1968 году выпустили дебютный альбом, включавший композицию Валенти «Dino's Song». К тому времени группу покинул Мюррей (с целью научиться играть на ситаре), а Данкан ушел еще до выпуска следующего альбома — «Happy Trails» (1969), который содержал импровизации на тему песни Бо Диддли «Who Do You Love» длиной на целую сторону пластинки. Интересное оформление конверта, выполненное ведущим психоделическим дизайнером Джорджем Хантером, помогло альбому попасть в американский Топ-30, где оказался и следующий — «Shady Grove», во время записи которого к группе присоединился известный британский сессионный пианист Никки Хопкинс.
        В 1970 году в Quicksilver произошли значительные перемены. Вернулся Данкан, а также недавно освободившийся Дино Валенти, который стал доминирующей фигурой при записи альбома «Just For Love»», в результате чего группа приобрела ярко выраженную песенную ориентацию, а Чипполина был отодвинут на второй план. Такое положение дел его явно не устраивало. Он покинул группу и присоединился к коллективу Мюррея Copperhead.
        Группа, управляемая Валенти и Данканом, прошла сквозь целый ряд перемен и выпустила несколько альбомов: «What About Me», «Quicksilver», «Comin Thru». Последний альбом — «Solid Silver» (1975) — оказался столь неудачным, что команда окончательно распалась. Но забыты они не были, навсегда войдя в историю (не только американского) рока.

Главная