Мария КОПЕЛЬЯН
"КЛАССИКА РОКА
ОТ Z ДО A"

G

GRAND FUNK —
АМЕРИКАНСКАЯ ГРУППА.

        Как это ни странно, несмотря на название, эта группа никогда не играла фанк. А играла она прямолинейный, основанный на блюзе гитарный рок, причем одним из его главных составляющих являлась ГРОМКОСТЬ. «Мы громкие» — объясняет гитарист Марк Фарнер — «потому что мы хотим создать атмосферу, в которой нет ничего, кроме музыки. Мы выводим слушателей наружу — от их родителей, их окружающей среды — туда, где единственной реальностью является ритм».
        Уже с самого начала своей концертной деятельности Grand Funk обзавелись целой армией поклонников. Позже их даже признали лучшей американской концертной группой, а пока посмотреть и послушать мощное трио (Марк Фарнер — гитара, вокал; Дон Брюэр — ударные; Мэл Шачер — бас) собирались миллионы. Те, кто имел счастье наблюдать Grand Funk вживую, скажут вам, что ничто не сравнится с тем, как группа обволакивает публику стеной звука. Билеты на их концерт на стадионе Ши были распроданы быстрее, чем на концерт Beatles несколькими годами раньше. Они побивали все рекорды по посещаемости в каждом городе, где выступали, включая Чикаго, Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Они умудрились объехать почти весь мир, собирая гигантские толпы в Германии, Англии и Японии. Такой успех объясняется политикой группы: что заводит нас, заведет и слушателей. Как сказал Дон Брюэр: «Мы рассматриваем себя в первую очередь как шоуменов. Публика заплатила, чтобы увидеть шоу, и мы должны развлечь их на эту сумму. Мы играем для и ради аудитории».
        Несмотря на такую бешеную популярность в народе, критики долгие годы проявляли, мягко говоря, холодность по отношению к коллективу. Они никак не могли смириться с тем, что люди признали и полюбили Grand Funk без помощи музыкальной прессы, привыкшей указывать, на что стоит обращать внимание. Песни Grand Funk зазвучали по радио только после выхода альбома «Phoenix» (1973), а в 1976, после альбома «Good Singin' Good Playin'», продюсированного Фрэнком Заппой, все наконец-то встало на свои места. «Мы всегда были народной группой» — говорит Дон Брюэр, — «критикам потребовалось время, чтобы понять это. Теперь, с выходом альбома «Good Singin' Good Playin'» , мы наконец-то достигли того момента, когда нас по достоинству смогут оценить и слушатели, и критики».
        А пока группа продолжала выпускать альбомы — по два-три в год — и гастролировать. К концу 1971 года первые пять альбомов группы были признаны «золотыми», а к 1976 у них было одиннадцать «золотых» и «платиновых» дисков.
        А с чего, собственно, началось дело? Сначала была группа Jazz Masters. Когда к ней присоединился Терри Найт, название было изменено на Terry Knight And The Pack. Из интересующих нас персонажей туда входил только барабанщик Дон Брюэр. В начале 1965 года к ним присоединился второй из наших героев, гитарист Марк Фарнер. В 1967 в группу пришел клавишник Крейг Фрост (о нем — отдельный разговор чуть ниже), и команда была переименована в The Fabulous Pack. В таком виде она просуществовала недолго, и в 1968 распалась. К тому времени Фарнер с Брюэром так сильно сдружились и сработались, что расставаться им явно не хотелось. Тогда они пригласили басиста Мэла Шачера и образовали команду Grand Funk Railroad. Где-то посреди творческого пути они потеряли приставку Railroad и остались просто Grand Funk. Старый знакомый Терри Найт стал их менеджером. Первым серьезным шагом новой команды было подписание контракта с фирмой «Capitol», вторым — выпуск дебютного альбома «On Time» — («Вовремя»). Выпущен он был действительно вовремя. К 1969 году молодежи до того надоели «психоделы» эпохи хиппи, что любую «тяжелую» группу они принимали с удовольствием.
        В 1972 году к трио присоединился органист Крейг Фрост. Еще до того, как стать участником Terry Knight And The Pack, Крейг играл с ребятами в гараже Мэла Шачера. Так что когда в группе назрело решение обзавестись клавишником, ни о какой другой кандидатуре речь даже и не шла. До этого обязанности клавишника по мере надобности выполнял Марк Фарнер. На вопросы журналистов, не проще ли было сразу взять клавишника, вместо того, чтобы постоянно переключаться с гитары на орган, Фарнер отвечал, что «может быть и проще, но на концертах я демонстрировал этим нашу многосторонность, а так же это являлось элементом шоу. Я и сейчас продолжаю на концертах исполнять на органе вещи, записанные мною в студии.» Несмотря на это Крейг Фрост привнес в музыкальную палитру группы свои самобытные краски.
        Одной из самых успешных работ коллектива является альбом 1973 года, «We Are An American Band» — «Мы — американская группа». В то время еще не было принято снимать клипы к песням, но первые шаги в этой области уже делались. Клип «We Are An American Band» воспроизводил свободную от концертной и студийной деятельности жизнь музыкантов Grand Funk, отдыхающих и катающихся на лошадях и мотоциклах на ранчо Марка Фарнера.
        В 1976 музыканты заявили, что находятся на самом пике. Во всех интервью ни пророчили своей группе суперуспешное будущее, но видимо, сглазили. Следующий альбом, «Born To Die» — «Рожден, чтобы умереть», оправдал свое название, оказавшись неудачным. В том же году группа распалась.
        В 1997 году продюсер Дэвид Фишоф попытался собрать воедино все силы и энергию, чтобы сделать возрождение Grand Funk величайшим турне-возвращением. Поездка ознаменовалась интересным благотворительным событием — трое оригинальных участнков Grand Funk выступили в Сараево и в США, чтобы помочь привлечь внимание мировой общественности к бедственному положению сирот и беженцев Боснии и Герцеговины. Они сами изъявили желание отправиться в Боснию и выступить там. Выпущенный по завершению турне двойной концертный CD «Bosnia» еще раз закрепил за группой статус легендарной.

Главная