|
I БАБОЧКА, ВОЗЬМИ МЕНЯ С СОБОЙ Так и хочется написать что-нибудь вроде «Взлет и падение «Железной бабочки»» или «Iron Butterfly: 17 минут славы», но все это не то. Лучше начать так:Словно небо после грозы, из мрачной и густо насыщенной, их музыка постепенно становилась кристально-чистой, светлой и прозрачной, будто бы очищаясь от гнета тяжелых туч. Это если рассматривать творчество группы в целом. Если же брать отдельно каждый альбом, вырисовывается вот такая картина. Еще на первом альбоме лос-анджелесских пионеров хэви-метал Iron Butterfly, названном просто и со вкусом — «Heavy», сквозь непробиваемую стену этой самой «тяжести» в некоторых песнях просачивается солнечный лучик. Названия песен «Look For The Sun» («Следи за солнцем») и «Fields Of Sun» («Поля солнца») говорят сами за себя. Тематика прочих песен довольно проста и вполне традиционна: любовь («Tender As It May Seem» («Нежно, как только можно себе представить»), «Stamped Ideas» («Обычные мысли»)) и прочие отношения между представителями противоположных полов («Get Out Of My Life, Woman» («Убирайся из моей жизни, баба»)). Придерживаясь песен классического рок-н-ролльного формата, они заметно утяжелили саунд по сравнению со своими современниками, хотя внешне этакими хард-рокерами не являлись. Дуг Ингл (клавишные, вокал), Рон Буши (ударные), Джерри Пенрод (бас), Дэнни Уэйс (гитара) и Дэррил ДеЛок (гитара, вокал) записали первый альбом в 1968 году. До этого они на протяжении двух лет играли в барах на Сансет Стрип, а потом подружились с Doors и Jefferson Airplane и, благодаря совместным выступлениям, умудрились подписать контракт с «Atco», дочерней фирмой концерна «Atlantic». В музыке Iron Butterfly заметно влияние Doors, особенно их органиста Рэя Манзарека. Но на пластинках Doors мне всегда не хватало некоей мрачноватой тяжести, которую я в избытке обнаружила у Iron Butterfly. Оба последющих альбома группы построены на том же звуке. Метаморфозы, дающие намек на явное облегчение саунда и более мелодичное звучание, наметились лишь на третьей пластинке с символичным названием «Metamorphosis». Две последние работы, «Scorching Beauty» и «Sun And Steel», были так же записаны в этом мягком ключе. Однако вернемся ко второму альбому. Перед началом его записи в составе произошли заметные перестановки. Группу покинули Пенрод, Уэйс и ДеЛок, а заменили их басист Ли Дорман и гитарист/вокалист Эрик Кит Браунн. В обновленном составе Iron Butterfly записали свой лучший альбом, «In-A-Gadda-Da-Vida», принесший им мировую славу. Диск продержался в чартах 140 недель, восемьдесят одну из которых в первой десятке. Хитом этого альбома, да и вообще всего творчества Iron Butterfly, стала 17-минутная композиция «In-A-Gadda-Da-Vida» (предположительно название переводится «В саду жизни»). Элементы Востока, Африки, жуткий гитарный скрежет, громыхание цепей и причудливые узоры клавишных на фоне постоянного закольцованного ритма — все это навевает образы ритуальной пляски африканских рабов с последующим сбрасыванием оков. На фоне этого магически-завораживающего действа текст о любви выглядит несколько странновато, хотя вполне символично. Альбом «Ball» (1969) является прямым продолжением предыдущего, только вместо цепей на сей раз слышится треск вертолета и свист пуль. За очередной сменой состава — старого гитариста Браунна поменяли на двух новых — Майка Пинеру и Ларри Рейнхардта — последовали те самые «Метаморфозы», о которых говорилось выше. К тому времени точно определить стиль группы не мог уже никто. Некоторые еще помнили о них, как о пионерах хэви-метал, но у большинства это направление ассоциировалось с более стильными Deep Purple и Led Zeppelin. Поиск новых путей привел к потере своего стиля. Пик популярности остался позади. Вероятно, были и другие причины но, так или иначе, в 1971 году группа распалась. В середине семидесятых они вновь собрались и записали два альбома. Авторами проекта были Браунн и Буши. И хотя пластинки отличались спокойствием и мелодичностью, ничего нового добавить к славе этой гениальной в прошлом группы они не смогли. В 1995 году реформированные Iron Butterfly провели юбилейное турне, а в данный момент колесят с гастролями по Америке. ** * Я увидел мленькую бабочку цвета голубого неба с золотой пыльцой. Протянул к ней руку, но она улетела. И каждый раз, когда я настигал ее, она умудрялась ускользнуть. Затаив дыхание, я поджидал ее. Сердце билось сильнее, когда она вилась и трепетала вокруг меня. Я хотел поймать... но стал пленником сам. Отпусти меня, или возьми с собой.
Бабочка, возьми меня с собой. |